10.11.2015

Василий СЕНАТОРОВ: «Класс Дракон крайне устойчив и консервативен, но он не может жить изолированно»

 

Разница во времени между Москвой и Саньей (город-курорт на китайском острове Хайнань), где проходит ежегодная конференция Международной федерации парусного спорта (ISAF) – 5 часов.

Сбой биоритмов позволяет директору по связям с общественностью ВФПС Алексею Жирову делать большой объем журналистской работы!

Собеседник Алексея - издатель журнала YACHT RUSSIA, член президиума ВФПС Василий Сенаторов. В Китай он прилетел вскоре после избрания его председателем Международной ассоциации класса Дракон (IDA), и принимает участие в конференции уже как лидер одного из самых уважаемых семейств парусных яхт.

 

 

- Поздравляю Вас с избранием, Василий Юрьевич! Насколько мне известно, это первый в истории случай выборов россиянина на такой высокий пост.

- Спасибо, Алексей! Хочу сразу исправить ошибку, которая прошла в СМИ. Я не «президент» класса, а «председатель». Как и в ISAF бессменным президентом нашего класса является король Греции Константин II. Это – почетная должность. А председатель (chairman) - это руководитель исполнительного органа ассоциации, который состоит из трех вице-председателей, казначея и секретаря.

Но в любом случае спасибо! До сих пор, действительно, россиян на руководящем посту в таком или аналогичном по заслугам классе не было.

- А почему?

- Это долгая и сложная история. Парусный спорт – один из самых старых в современной истории. Конечно, парусом не занимались в Древней Греции и его не возрождал на Олимпийских играх современности Пьер де Кубертен (хотя парусный спорт был включен в программу уже вторых Игр в 1900 году). Парус, как спорт, оформился в ХVIII веке, с возникновением первых яхт-клубов в Нидерландах и Англии. В России, кстати, Петр Первый почти 300 лет назад основал Невский флот, который по некоторым признакам тоже может считаться клубом, но он пришел в негодность и перестал существовать после смерти императора. Это, к сожалению, вечная проблема России: что имеем, не храним…

Так вот, помните девиз «Британия – владычица морей»? Битва у мыса Трафальгар в 1805 году, в которой английская эскадра под руководством адмирала Горацио Нельсона разбила франко-испанский флот, положила начало вековой гегемонии англичан на море. И хотя времена с тех пор сильно изменились, традиции былого величия все еще сильны в умах и поступках жителей Великобритании, да и всех стран Содружества. Парусный спорт – один из столпов олимпийской политики Объединенного Королевства. Им занимаются, его любят, яхтсменами гордятся. Мы же с тобой видели это наяву во время олимпийской регаты в Уэймуте - на холме для зрителей собиралось до 9 тысяч человек с «юнион джеками» в руках.

И понятно, что англичане хотят не просто побеждать, но и активно влиять на развитие паруса в мире. ISAF находится в Саутгемптоне, многие ответственные посты там занимают выходцы из стран Содружества, а про аппарат и говорить нечего!

 

 

Поэтому и в нашем классе сильны соответствующие настроения. Тем более, что Дракон – не рядовой класс. На нем получали парусное образование члены королевской семьи. Королева Елизавета II и герцог Эдинбургский активно участвовали в гонках и даже были чемпионами Европы. Принцесса Анна тоже увлекалась Драконом. Она, кстати, патронировала чемпионат мира-2013 в Портленде, приезжала на регату.

Дракон вообще обладает неким мифическим притяжением для европейской аристократии. На нем ходили норвежский король Олав V, шведский Карл ХVI Густав, испанский Хуан Карлос I гонялся на нем на Олимпийских играх, а Константин II, будучи принцем, выиграл на Драконе Олимпийские игры 1960 года.

Наконец, наша ассоциация была основана в 1961 году в Лондоне.

Стоит ли продолжать, почему для некоторых ее уважаемых членов было так важно сохранить преемственность?

- И что же тогда помогло Вам стать председателем? Почему вообще выдался такой шанс? В чем была Ваша мотивация?

- Здесь тоже в двух словах не ответишь. Вернемся опять к истории. Дракон был сконструирован норвежцем Йоханом Анкером в 1929 году по заказу яхт-клуба Гетеборга. Правление клуба, куда входили самые состоятельные промышленники и коммерсанты западной Швеции, хотели сделать безопасную парусную лодку для обучения детей и семейных прогулок.

Проект удался и получил быстрое распространение в Европе до Второй мировой войны. Голландцы вспоминают, как в их оккупированной стране в начале сороковых их родители частенько устраивали гонки на Драконах, правда без спинакеров – ткань реквизировали немецкие войска для пошива парашютов.

Как бы там ни было, но после окончания войны Дракон, как один из наиболее популярных и распространенных классов, был включен в программу Игр 1948 года в Лондоне. И сохранялся в программе Олимпийских игр до 1972 года.

 

 

СССР стал участвовать в Играх с 1952 года – до этого олимпийское движение считалось буржуазным и идеологически вредным. Естественно, что для воспитания яхтсменов требовалась матчасть. На верфях в Ленинграде и Таллине стали строиться и Драконы. Всего же окончания олимпийской карьеры нашего класса были построены, по оценке, более 1500 лодок! На плаву в 1972 году в нашей стране было около 500 яхт! Советские яхтсмены принимали участие во всех Играх. Медалей, правда, не завоевали, но экипаж Юрия Анисимова из Архангельска в 1970 году выиграл чемпионат Европы.

А после исключения Дракона из программы Игр в 1972 году (был заменен на более демократичный класс Солинг), в СССР началась вакханалия по уничтожению класса. Лодки стояли на балансе профсоюзных клубов, а деньги на подготовку в неолимпийских классах не выделялись, гонщики уходили в более перспективные. Единственный путь к приобретению новой матчасти состоял в списании старой. Вот и горели деревянные тогда лодки на кострах…

К счастью, все уничтожить не сумели. В Петербурге, например, до сих пор сохранился в приличном состоянии флот «классиков» - лодок постройки до 1972. Сохранились и традиции.

Поэтому, когда в начале века началось возрождение класса, было у кого учиться. А инициатива принадлежала уже новому поколению драконистов. Арнольд Штернберг, Александр Ежков, Сергей Маслов, Артем Кузнецов, Анатолий Карачинский, Михаил Сенаторов и многие другие московские яхтсмены открыли для себя эту изумительную по элегантности лодку. В экипажи были приглашены лучшие яхтсмены страны: Андрей Кирилюк, Олег Хоперский, Георгий Шайдуко, Максим Семирханов, Дмитрий Березкин и другие. Флот рос как снежный ком. В Пирогово не проходило выходных без гонок.

 

 

Не прошло и нескольких лет, как к нам присоединились Михаил Муратов, Ольга Вайт, Виктор Фогельсон, Анатолий Логинов, а потом и Дмитрий Самохин, Игорь Гойхберг, Леонид Алтухов, Александр Миронов…

Чемпионаты России стали проходить в Санкт-Петербурге, собирали до 35 российских участников, к нам присоединились многие владельцы классических деревянных лодок.

За право участвовать в чемпионатах Европы и мира шли нешуточные баталии на зачетных регатах, мы заказывали и покупали новые лодки.

Возвращение россиян в международный Дракон было стремительным и успешным. Сочетание влюбленности владельцев-рулевых в свои яхты с мастерством профессиональных яхтсменов очень быстро дало свои плоды. Наши ребята начали занимать призовые места на престижных регатах, пришли победы. Анатолий Логинов два года подряд возглавлял международный рейтинг, в 2010 году выиграл Золотой Кубок в шведском Марстранде. Виктор Фогельсон был бронзовым призером чемпионата Европы-2012 году в Австрии. В 2008 году на моей лодке «I feel good» Максим Логутенко, Володя Крутских и мой старший сын Михаил стали чемпионами Европы…

В 2013 году Андрей Кирилюк завоевал серебро на чемпионате мира, в этом году Дмитрий Самохин повторил его успех на «мире» и занял второе место в Золотом Кубке. Чемпионаты мира и Европы 2015 года выиграл Евгений Браславец, олимпийский чемпион Игр-1996.

Поэтому, когда в 2011 мне предложили занять место вице-председателя класса я воспринял это как признание роли и заслуг российского флота.

 

 

В Драконе сильны традиции, в том числе и избрания председателя, которое происходит раз в два года на ежегодном собрании класса. Максимальный срок, в течение которого можно возглавлять класс – четыре года. По всем законам жанра мне выпадало занять это место в 2015 году.

Вмешалась политика. События на Украине дали повод наиболее консервативной части флота усомниться  в выборе россиянина. И тут уж я воспринял такой оборот личным вызовом.

- То есть Вас заело?

- Можно и так сказать. Но я бы смотрел на вещи шире. Как журналист я очень критичен ко многим процессам в России и мире. Но как гражданин своей страны я - не постесняюсь некоей пафосности - патриот. Люблю свою Родину, хотя и считаю, что она достойна лучшей доли. И когда по приказам начальников в разных странах СМИ начинают шабаш, работая над разрушением хрупкого доверия между Западом и Россией, я считаю своим личным долгом противостоять этим манипуляциям. Чтобы был мир и сотрудничали страны, должны прежде всего дружить люди. Я проработал 35 лет в международной журналистике и бизнесе и понимаю, о чем говорю. И тогда встает вопрос: если ты так думаешь, то кто, как не ты?

У меня вообще в сознании сильно чувство общественного. Мне всегда было интересно делать какие-то коллективные дела. Да и отсутствием активной жизненной позиции не страдал. В комсомоле, потом в партии. Когда учился в ГДР, меня на втором курсе избрали председателем Международного студенческого комитета Фрайбергской горной академии. Потом был секретарем объединенной партийной организации Олимпийского комитета СССР и журнала «Олимпийская панорама», в котором работал в 80-е годы редактором международного отдела. В бизнесе я уже больше 15 лет возглавляю ассоциацию предприятий своей индустрии.

 

 

- И как Вам удалось построить предвыборную компанию?

- Да очень просто. Я просто стал много общаться со своими приятелями-драконистами из самых разных стран, чтобы понимать, что волнует большинство яхтсменов. Ведь мои недоброжелатели не могли открыто сказать то, что обсуждали в кулуарах: мол, Сенаторова нельзя выбирать, потому что он – русский. Линию фронта они очертили по проблеме любителей и профессионалов в классе, объявив меня выразителем интересов профи.

Эта проблема стара, как сам спорт, в том числе и парусный. Споры то затихают, то разгораются, в зависимости от конкретных обстоятельств. Основу пирамиды Дракона безусловно составляют клубные регаты, клубные гонщики, чистые любители. Но уже на национальном и региональном уровне экипажи усиливают профессионалы. В парусе таковыми считаются люди, работающие в парусной индустрии и получающие от этого доход. Причин для включения профессионалов несколько: во-первых, естественное желание любого, кто выступает в соревнованиях, выиграть; во-вторых, поездки на международные регаты – это время. Трудно планировать календарь с экипажем из друзей или родственников. В-третьих, парусу можно и нужно учиться всю жизнь и у кого, как не у профессионалов? И так далее.

Но приход профессионалов, конечно, сужает шансы клубных гонщиков на успех. А молодые профи отодвигают со своих мест стареющих. И бухтят в основном яхтсмены из этой категории.

 

 

Но Дракон – уникальный класс. В нем хорошие любители, а все российские шкиперы – любители, могут состязаться практически на равных с людьми, которые кроме паруса ничем не занимаются. Все дело в тренированности, «нахоженности», слаженности экипажа. Я знаю множество примеров, когда звезды мирового паруса, спустившись с мировых высот в наш немного старомодный класс, не могли с наскока выиграть регаты. Кстати, звезд и в Драконе хватает. Сюда пришли многие знаменитые гонщики, олимпийские чемпионы и чемпионы мира и Европы из других классов.

Так вот, мои собеседники из самых разных стран практически единогласно выступали за то, чтобы класс был единым, не поддерживали идеи разделения на любителей и профессионалов, подчеркивали, что они гордятся тем, что могут гоняться с лучшими гонщиками планеты, учиться у них, общаться после гонок на берегу.

При этом, конечно, чисто любительские экипажи должны получать свое признание, выделяться в параллельный зачет, пользоваться заслуженным уважением. В общем, дискуссия, которая невольно возникла в классе, способствовала прояснению ситуации в умах и правилах, и мой конкурент, потеряв основу для соперничества, снял свою кандидатуру в мою пользу. Мы подписали совместную декларацию и сегодня очень плодотворно работаем вместе. Поэтому выборы прошли на редкость мирно, и 24 октября на ежегодном собрании ассоциации в Париже меня избрали единогласно - 31 страна и 5 офицеров класса.

 

 

- И что теперь?

- Как гласит итальянская пословица, «велосипед купил, теперь крути педали». Дел очень много, наш быстро меняющийся мир посылает всем множество вызовов. Дракон – не исключение. И хотя класс крайне устойчив, консервативен, он не может жить изолированно.

Во-первых, никогда еще было такой конкуренции классов, как сегодня. J/80, J/70, SB20, Melges20, Melges24, Melges32, Farr 40, Swan 45 и Х-36… Всех и не перечислишь. Недаром в парусе есть поговорка: хочешь стать чемпионом мира, создай свой класс.

Поэтому необходимо популяризировать Дракон, который раньше в рекламе не нуждался.

Во-вторых, общая проблема парусного спорта – увеличение среднего возраста яхтсменов. С одной стороны, это хорошо, потому что парус продлевает жизнь, а с другой, молодежь выбирает другие более модные и менее трудозатратные виды спорта. Поэтому молодежи в парусе – особое внимание. И Дракон ищет своих преемников.

В-третьих, календарь. У Дракона он один из самых насыщенных. Гоняться в Европе можно практически каждую неделю. Ни в одном другом классе такой плотности соревнований нет. И достоинство диалектически переходит в недостаток: как при такой избыточности построить свой личный график?

 

 

Наконец, технический прогресс не стоит на месте и это влияет на качество материалов для судостроения и парусов - появляются новые, все более изощренные электронные приборы. Дракон, можно сказать, очень осторожен, консервативен в отношении новинок. Мы хотим, чтобы на этом самом распространенном в мире килевом монотипе выигрывали не за счет «гонки вооружений», не за счет скоростей, как на современных классах, а прежде всего за счет опыта и интеллекта. И поэтому у класса хорошая перспектива. К нам всегда будут стучаться яхтсмены, которые хотят получать удовлетворение от красивых и умных гонок, а не только адреналин от скорости. Хотя и в Драконе его хватает: пройдитесь в Кашкайше при 5-метровой океанской волне и 25 узлах ветра, и поймете, что даже наш длиннокилевой тихоход может летать!

- А какая самая главная оперативная задача?

- Чемпионат Европы 2016 в Санкт-Петербурге. Мы заявили его четыре года назад. Получили одобрение IDA. Теперь надо провести все на высоком уровне. Впервые Россия получила право на проведение столь престижной регаты. Мы ждем в гости 40 лучших европейских экипажей и еще 20 российских. Приедут и почетные гости: почетный вице-президент Принц-консорт Хенрик и его сын, наследник датской короны Принц Фредерик, президент класса король Константин II. Проводит чемпионат Яхт-клуб Санкт-Петербурга и Российская ассоциация класса Дракон. И клуб, и ассоциация понимают всю важность и престижность регаты и сделают все возможное для ее успеха.

 

 

- Ну что же, желаем Вам успеха и на новом поприще, и в проведении чемпионата Европы!

- Спасибо! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто поздравил меня с избранием.

А также тех, кто помог мне в предвыборной борьбе: всех российских драконистов, секретаря Российской ассоциации класса Дракон Татьяну Курбатову, многочисленных друзей-яхтсменов практически со всего мира, болевших за исход выборов.

 

Алексей Жиров

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.