08.12.2014

Интервью со старшим тренером молодежной сборной Анастасией Черновой

В этом году Всероссийская федерация парусного спорта запустила программу поддержки Молодежной сборной нашей страны, прошел год, проведены представительные регаты, запущен новый центр подготовки, закуплена материальная часть, спортсмены приняли участие в различных соревнованиях. Обо всех этих событиях редакция сайта rusyf.ru решила пообщаться со старшим тренером Молодежной сборной Анастасией Черновой. Мы встретились с Анастасией Игоревной в здании Олимпийского комитета России и расспросили об итогах и перспективах новой программы.

Запущена программа подготовки Молодежной сборной России 2014-2020. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем ее суть?

В этом году в Федерации стартовала эта Программа, рассчитанная до 2020 года, бюджет был направлен на закупку материальной части и оборудования, собственно на подготовку сборной и на привлечение специалистов для работы со сборной.

Закупку начали с юношеских классов: 420, RS:X, Лазер-радиал. Приобретены в сборную два автомобиля, четыре катера, прицепы. В следующем году планируем расширить эту программу: будем закупать оборудование для олимпийских классов и катера под них. Финансирование в 2014 году в основном было направлено на лидеров молодежной сборной, которые в прошлом году показывали международные результаты, поэтому надежды были связаны, в основном, с ними. Их подготовка полностью состоялась из бюджетов Всероссийской федерации парусного спорта, Министерства спорта РФ и региональных бюджетов. И те ребята, у которых все эти составляющие сложились, показали достойный результат.

Программа подразумевает формирование трех уровней поддержки молодежной сборной команды.  По примеру немецкой сборной, я выделила эти уровни и критерии отбора. У нас будет элитный уровень, т.е. спортсмены, которые завоевывают 1-3 места на первенствах мира и Европы, будут получать полную поддержку. Это материальная часть и логистика, участие в подготовительных, тренировочных мероприятиях и соревнованиях, услуги всех специалистов сборной.

Следующий уровень – топовый. Это спортсмены, которые заняли 4-10 места на первенствах мира, 4-8 на открытых первенствах Европы – они будут чуть в меньшей степени получать эту поддержку.

И национальный уровень – это спортсмены, которые завоевывают первые-вторые места на первенствах России. Для них будут организованы комплексные мероприятия в России, организованы сборы, т.е. больше домашней работы и выезды на главные старты.

Сформирована первая  база подготовки, планируется создание еще нескольких. Какова концепция этих баз?

У нас задача сформировать три центра подготовки молодежной сборной – это Сочи, Санкт-Петербург и Владивосток. В этом году мы начали с базы в Сочи, где аккумулирована мат.часть, ее же мы использовали для проведения российского этапа Международного юношеского кубка. Сейчас в Сочи проходят тренировочные сборы.

Санкт-Петербург мы планируем оснащать в следующем году, а Владивосток - в 2016-2017 годах, с прицелом на подготовку к олимпиаде в Японии в 2020 году.

Основная идея формирования этих баз заключается в наличии полного оснащения этих баз для реализации тренировочного процесса, т.е. спортсмен может приезжать налегке, ему не надо везти с собой лодку и оборудование, спортсмена окружают специалисты, каждому классу яхт помогают наставники на катерах, которые тоже не надо везти издалека. Спортсмены и тренеры приезжают, получают мат.часть, тренируются, сдают её обратно на склад и уезжают. Все предельно просто и эффективно. Традиционно мы осенне-зимнюю подготовку ведем в Сочи, и этот центр оборудован современными тренажерными залами, медицинским центром и средствами восстановления, условия очень хорошие для проведения комплексных сборов. ФГБУ Юг Спорт - пока единственное место в России, где яхтсменам можно качественно тренироваться и восстанавливаться круглогодично.

Какие специалисты были привлечены для работы с молодежкой?

В этом году удалось привлечь для работы тренера для каждого класса, часть из них стоят на ставках Минспорта РФ, часть работают только с молодежной командой по Программе ВФПС. Ещё часть специалистов привлекались на сборы для занятий по правилам, метеорологии, но это были точечные мероприятия. Сейчас передо мной стоит задача, чтобы у сборной появился постоянный специалист по психологии, тренер по физ.подготовке, чтобы тренер по парусному спорту тренировал на воде, в спортзале работал свой специалист, на берегу помогал всем этим специалистам психолог, потому что в каждом классе свои нагрузки и своя специфика.

Есть ли задумки привлекать иностранных специалистов?

На данном этапе в этом нет необходимости. Российские тренеры сборной хорошо справляются со своей работой. Взаимодействие с иностранными тренерами осуществляется в форме совместных тренировок и регат. Удачный опыт, на мой взгляд, проведение Международного юношеского кубка, где и тренеры, и ребята смогли пообщаться со своими итальянскими и французскими коллегами, обменяться опытом и знаниями.   

Как Вы оцениваете укомплектованность сборной специалистами. Она достаточна сейчас?

Не полностью, есть вакантные места, но здесь нужно быть уверенным, что привлекаемый специалист даст нам именно то, что нужно на данном этапе. Поэтому мы очень тщательно подбираем людей.

Технические специалисты, работающие с лодками и парусами привлекаются к работе?

Каждый тренер сборной обладает этими знаниями и умениями. Да есть сложные технические виды, допустим, как скифы и катамараны, но в этих классах мы пока еще на таком начальном уровне, ребятам бы научится простым элементам, выполнять качественно маневры, прежде чем привлекать тонкого, узкопрофильного специалиста. Они просто его пока не услышат и не поймут, а если поймут, то не смогут применить.

Те лидеры, которые у нас показывают высокие международные результаты, в классах Лазер или RS:X, там такие специалисты не нужны, это жёсткие монотипные лодки и там нет большой вариации с настройками. Тренеры этих классов закрывают этот вопрос вместе со спортсменами.

Что делается для сплочения ребят, чтобы они почувствовали себя командой?

Ну, например, с группой Лазеров и Радиалов на Первенства мира и Европы в этом году впервые выезжала новая брендированная машина сборной, которая перевозила материальную часть. Спортсмены выезжали полностью укомплектованные, вся мат.часть – новая. Со следующего года мы планируем запустить линию экипировки молодежной сборной. Ребятам очень важно чувствовать себя частью чего-то большого и мощного, частью одной сплочённой команды. Совокупность этих факторов придает больше сил и на берегу и на воде.

Давайте теперь про ребят и про их успехи.

Все они большие молодцы! У нас есть Аркадий Кистанов, который каждый год приносит медали в копилку сборной. Максим Николаев - второй на первенстве Европы и третий на мире в категории до 19 лет, и в 10-ке борется со спортсменами до 21 года.  Стефания Елфутина завоевала для России лицензию на участие в Олимпийских играх 2016 года в классе RS:X, и уже второй год подряд завоевывает титулы чемпионки мира среди юниоров, сначала в юношеском классе Техно293, а в этом году уже в олимпийским RS:X. Мариам Сехпосян и Максим Токарев завоевали серебряные медали на Юношеской олимпиаде в Китае. Кроме того, Мариам была в этом году 3-ей на первенствах мира и Европы - очень стабильные результаты. Открытием года стала Мария Кислухина из Владивостока, она не была членом сборной, но прошла подготовку на сборах сборной команды благодаря помощи региона и завоевала 1 место на первенстве мира в классе Лазер 4.7 в младшей категории. Все эти спортсмены попадают в элитный уровень команды.

Следующий уровень топовый, и туда попадают очень талантливые ребята, это лазеристы Владимир Ефимьевский (6-ой на первенстве Европы), Катя Зюзина была 7-ая на открытом первенстве Европы, также Владимир и Екатерина были в 6-ке на этапах кубка Европы. В классе 470 экипаж Кристиана Чеха в этом году был 10-м на первенстве мира и 8-м на Европе, что, после долгого затишья в этом классе, очень приятно. Евгений Айвазьян, занявший на первенстве мира ИСАФ 4-е место и до последнего дня находившийся в медальной зоне, также был 2-ым на первенстве Европы ЕвроСАФ в классе RS:X.  В Лазере 4.7 у нас 6-е и 8-е места на открытом первенстве Европы завоевали тольяттинцы Евгений Васильев и Семен Сухно. Лазеристы весной занимали места в 10-ке на этапах кубка Европы. Это те классы, которые имели в этом году наибольшую поддержку и показали отличные результаты.

Есть план по медалям на год?

По этому году мы ждали медалей в классах RS:X, Финн, Лазер, Лазер-Радиал и Техно, и, кроме Радиала, у нас во всех классах эти медали есть. В Радиале у нас пока ТОП-6 мировой, не медаль, но близко. В Минспорт России мы сдаем отчеты по результатам только по олимпийским классам, за тем, что происходит в юношеских, они наблюдают.  Мы же понимаем, что если наши ребята завоевывают первые места в юношах, то через несколько лет нам есть на что надеяться. Стефания Елфутина стала 1-ым номером основной команды на 2015 год, также в неё попали Максим Николаев и Екатерина Зюзина. Лидеры-юниоры борются с лидерами основного состава и часть расходов на их подготовку уже сейчас покрывается за деньги Министерства спорта России, плюс региональные министерства помогают. По факту, большая часть финансирования идет на спортсменов, которые показывают международный результат, и этот механизм себя оправдывает.

Весь мир сейчас активно развивает многокорпусные суда, а мы катамараны будем развивать?

SL16 очень дорогой класс и по цене и по обслуживанию, чтобы у юношей запустить эту подготовку нам нужен более бюджетный вариант, что-то национальное. Накра 17 - это олимпийская дисциплина и весь мировой профессиональный парусный спорт активно использует катамараны. Чтобы нам готовить ребят с юношеского уровня нужны катамараны меньшие по размеру, более простые, чтобы с ранних лет ребята могли пересаживаться на катамаран. Достаточно большие вложения на начальном этапе, чтобы запустить эту дисциплину. Пока нет уверенности какой класс яхт выбрать, да и в ИСАФ идут постоянные дискуссии, какой катамаран использовать на первенстве мира ИСАФ. Но есть четкое понимание, что начать развитие юношеского катамарана нужно как можно быстрее.

Например, класс 29-ый приобретался по программе ВФПС «1+1», и в Россию завезено более 30 лодок. На первенстве России  собирается до 15 яхт, а в некоторых регионах эти лодки просто лежат, потому что и дать их некому, и тренеров нет. И поэтому у нас половина флота просто не используется. Как вариант, можно развивать скифы и формировать часть экипажей с прицелом на Накру-17, некоторые страны используют такой опыт.

Насколько дети, ходившие на скифах легко могут пересесть на катамаран?

Это еще одно направление, над которым мы сейчас думаем. Во-первых, нужен опытный тренер, не администратор, а знающий специалист способный воспитать молодежь. Пока нет спортсменов, экипажей и отбора - нет конкуренции. В олимпийской Накре 17 на первенстве России гоняется по 3 экипажа, и это не лучшие из лучших, а те, у кого есть эти лодки. Может быть, в другом регионе есть талантливый молодой спортсмен, но у него просто нет возможности проявить себя, о какой конкуренции и международных результатах можно говорить. 

Мы помним, как принималось решение о покупке 29-ых. Ведь если бы оно тогда не было принято, сегодня не было бы такого количества спортсменов в 49-ом. У России есть славная история развития катамаранов и если сегодня мы не примем решения о развитии катамаранов, то можно ставить крест на части олимпийских дисциплин.

Согласна, важнейший вопрос. Об этом я и говорю.

Каким образом осуществляется преемственность поколений в сборной?

Программа при поддержке ВФПС начала работать только с этого года, мы об этом с главным тренером Андреем Николаевичем Старцевым думаем. В последние годы своего юниорского возраста ребята уже гоняются со взрослыми и примеряются, этот переход у них происходит не резко, они уже видят какие места они занимают среди взрослых, если они там не прогрессируют, а мы готовимся к завоеванию олимпийских медалей, если результата нет, то и денег выделять не будут.  Но если спортсмен на топ-уровне выступает среди юниоров и, придя во взрослые соревнования, попадает в топ 10-15, то, я думаю, мы будем предусматривать этой программой индивидуальную поддержку таких спортсменов. Конечно, не все юниоры смогут себя потом реализовать, и это нормально.  Моя задача, чтобы юниоры быстро подошли к уровню основной команды и своим рвением, желанием работать двинули всех вперед.

Если у нас в одном из юношеских классов есть чемпионы мира, то нужно чуть шире делать «основание» этого класса, больше привлекать молодежи, чтобы к ним подтягивались и получали опыт, тогда и следующее поколение поднимется еще выше. Если, например, сейчас Стефанию с Мариам ото всех отделить и не заниматься совсем молодыми ребятами, то у нас этот разрыв превратиться в пропасть, что, кстати, и произошло во многих олимпийских классах в прошлые годы. Нам этого ни в коем случае допустить нельзя. У нас уже есть тренеры, умеющие и знающие как воспитывать чемпионов, и надо дальше работать с последующими поколениями.

При этом в некоторых классах у нас вообще опыта нет.

А как Вы видите прорыв в этих отстающих, но очень важных, классах?

Тренеры, которые работают в этих классах, обладают достаточной квалификацией и знаниями, чтобы вывести спортсмена на средний уровень, и нам надо эту ступеньку перешагнуть, проделать большой объем домашней работы. А вот когда технически и физически ребята будут готовы гоняться на среднем уровне, тогда будем больше набираться соревновательного опыта.

У нас еще проблема в том, что сборы не идут постоянно, ребятам и учится надо, а приезжая домой они зачастую не продолжают планомерную работу, а бросают ее. Через некоторое время, приезжая на сборы, приходится начинать все с начала.

А как за рубежом эта работа построена?

Да точно так же, просто у них там ближе и теплее море, и спортсмены могут круглогодично тренироваться, посещая 3-4 раза в неделю тренировки на воде после школы. Соответственно, у них соревнования проводятся только в субботу-воскресенье, они не ездят на длинные сборы, много времени уделяют учебе, но близость к морю дает свои результаты. В Великобритании, к примеру, тренировочные сборы молодежной сборной в учебное время - это 8 уикендов в течение 4-5 месяцев. Команда съезжается на выходные, тренируется, получает домашнее задание от тренеров сборной и уезжает. Основная подготовительная работа ведется на местах. У нас же, из-за больших расстояний между городами, приходится делать сборы по 2 недели, затем время на учебу и домашнюю подготовку.

Получается у нас нет шансов? Или все таки есть?

Конечно есть. Я уже сказала, что здесь важно делать очень много домашней работы, должна быть самодисциплина, самоорганизация и, конечно, без помощи тренеров на местах не обойтись. Нужно собирать информацию, участвовать в международных регатах, ездить на клиники и очень много работать дома, тогда результат придет.

Молодежная сборная команда России по парусному спорту выражает благодарность Всероссийской федерации парусного спорта и лично первому вице-президенту ВФПС Валерию Леонидовичу Гулеву, который выступил инициатором Программы подготовки молодежной сборной команды России 2014-2020, президенту ВФПС Владимиру Николаевичу Силкину за большое внимание к молодежи, Министерству спорта России и лично Виталию Леонтьевичу Мутко, Центру спортивной подготовки сборных команд России и региональным Министерствам спорта, которые активно поддерживают парусный спорт.

 

Фото Дмитрий Киселев

Интервью подготовил Алексей Жиров

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.