20.02.2014

XXX Primo Cup Trophée Credit Suisse, второй weekend - Приказано выжить!

Помню, как отгоняв две недели назад первую часть XXX юбилейного Primo Cup в Монако в составе команды «Белка», я, можно сказать, сама себе завидовала. Ведь в дождь и холод зимнего Средиземного моря я выходила на большой и комфортной First 45, а не должна была прыгать по огромным волнам, захлестывающим тебя с головой на маленькой спортивной лодке. И все равно я намерзлась и устала так, что в воскресенье по завершении гонок я только и мечтала о том, как прекрасно проведу следующую неделю на Лазурном берегу! В планах моих не было никакой физической активности, а были только поздние подъемы, spa-процедуры, ланчи с устрицами и шампанским, неспешные прогулки по садам и музеям Монако, поездки в Ниццу, жесткий шопинг наконец, ну а потом, конечно, можно было и поболеть за наших на следующих гоночных выходных, наблюдая спортивное действо с комфортного катера прессы.


 
Понедельник, 3 февраля, прошел почти по плану, и мне даже удалось немного отоспаться, но утром во вторник я внезапно обнаружила себя на борту очень маленькой и очень спортивной SB20. И, конечно же, весь день шел дождь, и на улице было +9С, а в море, казалось, на 10 градусов холоднее. Непромоканец мой уже через час перестал быть непромокаемым, перчатки стали ледяными от воды, а через солнечные очки, надетые исключительно для тепла, я почти ничего не видела из-за сплошного потока дождя по стеклам. Так, неожиданно для себя, я начала готовиться ко вторым гоночным выходным Primo  Cup.  Просто, когда замечательные спортсмены просят помочь и выйти с ними на тренировку - сами понимаете отказываться нельзя, и я оказалась в знаменитой Team Nika вместе c чемпионами и призерами чемпионатов России, Европы и мира Артемом Басалкиным, Александром Мартемьяновым и Светланой Сорокиной. На следующий день, в среду, целый день шел уже не просто дождь, а настоящий ливень – так что потренировались мы снова от души! Хорошо, что в гостинице с помощью дополнительного тепловентилятора я успевала за ночь высушивать мокрые вещи!


 
По ходу, главной моей задачей на лодке, оказалось, выжить, работая в тесном взаимодействии с нашим супер-баковым стокилограммовым Александром Мартемьяновым. Практически сразу, можно сказать вместо приветствия, я получила от него сокрушительный удар локтем в челюсть во время уборки генакера – помню только резкую боль, хруст в затылке и странную мысль: «А как же я теперь буду есть устриц?». К счастью, челюсть оказалась на месте, через пару часов утихла и боль, а хрустели, видимо, подломленные соляные столбики в шейных позвонках – так с помощью новоявленного мануального терапевта Алекса я, похоже, избавилась от остеохондроза! Теперь я, правда, во время уборки генакера старалась держаться чуть поодаль, и только заслышав крик Саши - «Убей его!», я бросалась на сброшенный вниз парус и пыталась максимально быстро умять его в сумку, и тут же железная рука втаскивала меня за шкирку обратно на борт, на откренку.

В четверг, 6 февраля, в день старта первых гонок для класса SB20 для разнообразия появилось солнце, правда, без ветра, так что гонка была отложена, и  я отправилась-таки в море на пресс-катере, чтобы пофотографировать немного яхты до старта и в тайной надежде, что на нем моя дорогая команда меня и забудет. Но без моих 50+ килограммов Team Nika гоняться не захотела, и прямо перед стартовой процедурой мне пришлось покинуть мягкое кресло катера и немедленно очутиться на мокром борту «Ники», зато в самой гуще событий. И тут же были позабыты все мои мечты об отдыхе, шампанском и шоппинге, и мне уже хотелось только большего ветра, большей скорости и больше возможностей гоняться с другими двадцатью семью такими же лодками в самом большом представленном в этом году на Primo Cup  классе.


 
В первой гонке дня наша прекрасная рулевая Света хладнокровно привела нас к финишу третьими, во второй - всем дали общий отзыв, а потом был старт с черным флагом. На первом знаке мы немного просчитались, замешкались и сразу пропустили вперед себя целый паровоз - так что по итогам двух гонок дня мы стали лишь десятыми. В лидеры же класса вышла итальянская Diva под управлением Фердинандо Баттистелла. 

Первый гоночный день мы отметили сначала в Yacht Club de Monaco вином от французской ассоциации SB20 и теплой приветственной речью президента класса Эдварда Руссо. Выпитое на приеме белое французское вино как-то сразу подчеркнуло нехватку в организме большинства российских гонщиков французских же устриц, а также других морепродуктов, и мы дружной толпой отправились в один из лучших рыбных ресторанов Монако, удачно расположенный прямо в порту. Так что некоторым из моих давешних планов все-таки удалось сбыться!


 Team Nika © YCM/Carlo Borlenghi

7 февраля в клубе на гонку собрались уже все шесть классов, всего 83 яхты. От звезд отечественного и зарубежного яхтенного спорта слепило глаза. Правда, сначала мне показалось, что кругом вообще одни наши, из-за обилия знакомых лиц по «Пирогово» и летним тренировкам в яхт-клубе «Галс»! Помимо двадцати восьми яхт SB20, для которых этот Primo Cup являлся первым этапом из четырех в рамках первого Challenge de la Méditerranée SB20, на старт вышли десять Platu 25, восемь Smeralda 888, десять Longtze Premier, двенадцать J/70 и пятнадцать Melges20, гонявшихся на Primo Cup в рамках четвертого этапа Monaco Melges20 Winter Series. Россию же в этой разношерстной толпе представляли целых 18 экипажей: семь SB20, девять Melges20 и две J/70.

С  самого утра зарядил уже привычный проливной монакский дождь, ветер же решил поразить нас и судей своей непредсказуемостью.  Штили, шквалы и неожиданные заходы-отходы следовали один за другим, что создавало на воде тяжелую выматывающую обстановку. На знаках мы буквально влетали в месиво из лодок разных классов, а протесты и коллизии на стартах не давали расслабиться ни на секунду! В первой гонке дня нам удалось прийти вторыми, а во второй мы попали в штилевое пятно и только беспомощно стояли и смотрели, как мимо проплывают поймавшие порывчик конкуренты. В третьей гонке сначала все шло неплохо, но в конце мы схлестнулись с одной из монегасских Smeralda и, давая ей дорогу, чуть не порвали генакер. В итоге мы потеряли драгоценное время, а заодно и сразу несколько мест.

Итальянская Diva сохранила свое лидерство в нашем классе, сразу за ней пришла Black Magic Эда Руссо, третьей стала российская Melston Team Кирилла Фролова с известными гонщиками Алексеем Мурашкиным на руле и Егором Игнатенко в качестве шкотового. В остальных классах лидировали в основном иностранцы, и только еще в Melges20 наш «Красный Октябрь» тоже стал третьим.


 
В конце дня было заметно, что даже тренированные спортсмены слегка приуныли. Наверное, сказалась даже не физическая, а скорее психологическая усталость и сильное нервное напряжение. Ближе к 5 вечера мы уже начали подозревать гоночный комитет в садистском желании провести четвертую гонку, но тут, наконец, прозвучал отбой для всех классов, и над водой раздался всеобщий радостный крик! Замерзших яхтсменов в клубе ждало горячее какао, которое, впрочем, досталось только самым быстрым – так что главной гонкой дня можно считать скоростное возвращение в клуб! Конечно, мы торопились вернуться в порт не только из-за усталости, холода и любви к горячему шоколаду – все очень хотели успеть увидеть открытие сочинской Олимпиады. Там, в яхт-клубе, на большом экране мы и посмотрели все это эпическое действо, приветствуя не только выход наших спортсменов, но и монегасскую, французскую, итальянскую и другие делегации.

В субботу, 8 февраля, монегасская погода решила порадовать жаждущих гоняться яхтсменов полным отсутствием ветра. Утреннее солнце сменилось тучами и привычным дождем, а ветра все не было, и мокрую вялую морковку на крыше клуба все никак не убирали. Народ принялся за второй завтрак в гостеприимном лобби клуба, причем некоторые даже с шампанским. Кто-то развлекался настольными играми, заботливо приготовленными для участников, а кто-то досыпал на белых клубных диванах среди живых орхидей и со вкусом расставленных букетов белых роз. Серость этого томительного ожидания под барабанящий по крыше дождь скрасило неожиданное появление в клубе сияющей Екатерины Скудиной в шикарном белом наряде. Видимо, по пути на Британские Виргинские Острова на RC44 The Virgin Gorda Cup Катя решила заехать-навестить коллег из ВФПС и друзей гоняющихся на кубке.


 
Наконец, часа через два, судьи дали старт всем классам, несмотря на нестабильный ветер. Поборовшись с внезапными разворотами ветра на 90 градусов, мы смогли на этот раз уйти из очередного штиля и, оставив целый склад неподвижных парусов у знака,  обойти замерший флот по краю тучи на легчайшем дуновении ветерка. Нам оставалось совсем немного дотянуть до финиша, но тут прозвучал сигнал отмены гонок. Так мы лишились шанса прийти в первой пятерке и сгладить свою вчерашнюю неудачу, но еще обиднее было трем первым лодкам, у которых в полной неразберихе судьи успели принять финиш, в то время как главный судья уже отменил гонки. У шедших четвертыми англичанок финишный знак  увезли на катере буквально из-под носа.

В итоге все результаты были аннулированы, и гонки прекращены из-за невозможности выдержать курсовую дистанцию при таких внезапных и драматических заходах ветра. Под потоками сильнейшего ливня и налетевшим шквалом весь флот с помощью судов береговой охраны собрали и препроводили в порт ожидать возобновления гонок в тепле клуба. Так как день выдался самым мокрым и холодным за все время кубка, клубное гостеприимство не ограничилось только какао, всем замерзшим на этот раз был предложен глинтвейн, обогреватели и возможность немного просушить одежду. 


 
Еще пара часов прошла во всеобщем ожидании возобновлении гонок, а чтобы мы не заскучали, нам предложили народную монегасскую забаву – перетягивание каната. Генеральным директором клуба Бернаром Д’Алессандри на кон была выставленная огромная бутылка Moët & Chandon, и, конечно, наши яхтсмены первыми вызвались соревноваться, но увы, несмотря на все усилия наших бравых ребят, французское шампанское ушло более опытным в местных клубных развлечениях аборигенам. Вскоре гонки официально отменили, и все разошлись переодеваться к вечерней Pasta Crew Party и сушить насквозь мокрую яхтенную одежду.

К шести вечера, переодевшись в сухое, мы подтянулись на вечеринку, в основном чтобы угоститься лазаньей и вкусными тортиками. В клубе громко звучала музыка, диджея организаторы зачем-то загнали на антресоли, под самый потолок, но это не добавило веселья ни нам, ни усталой тетеньке в наушниках наверху. Народ категорически не хотел отрываться, танцевать и напиваться, все быстренько поели, немного пообщались и рано разошлись, чтобы успеть как следует отдохнуть - назавтра всем классам предстоял последний и самый ответственный гоночный день.


 
В воскресенье, 9 февраля, как бы желая ударно отметить закрытие первого кубка Средиземноморского парусного сезона, залив Геркулес посетил знаменитый мистраль. Еще под утро, заслышав сквозь сон вой ветра в неплотно закрытом окне, я встревожилась, но тут же снова провалилась в глубокий сон. Никогда еще так быстро я не засыпала и так крепко не спала, как вовремя этих монегасских «выходных»! Утром же холодное резкое солнце, видимые издалека белые гребни волн за пирсом, рвущиеся в небо клубные флаги в порту и свист ветра в снастях колышущихся на швартовах лодок не оставляли никакого сомнения в том, что последний гоночный день будет для всех нас крайне увлекательным!

Вокруг, на яхтах, кипела работа, наши ребята деловито вооружали SB-шечки, тщательно готовили J/70 к настоящему хардкору экипажи Димы Зарицкого и Игоря Распопова, рулевые же Melges тревожно вглядывались с волнореза в ярко-синюю даль – правилами этого стремительного, но капризного класса запрещены гонки при скорости ветре более 20 узлов. Морская даль ясно показывала срывающейся с верхушек волн пеной, что там метет под тридцатку!


 
И точно – тут же прозвучал предупреждающий сигнал, и в небо над клубом подняли морковку с вымпелами Smeralda, Melges и зачем-то до кучи J/70 – так что хардкор для джеек немного откладывался. Организаторы решили сначала проверить штормовые условия на остальных трех классах. Конечно, я понимаю, SB-шек же приехало много – если что случится – нас не жалко, а хрупкие дорогие Melges и красивые J/70 надо беречь!

На этот раз, чтобы без мотора выбраться за пределы порта, ни весла, ни прыжки с борта на борт нам не понадобились. Ветер подхватил нас сразу у причала и мгновенно вынес  на вздыбившуюся трехметровыми волнами сцену. «Ну что же, let’s rock!» - подумали мы. «Главное на Русский остров не попасть, а там прорвемся!» - и выбросили свой желтый спинакер со стилизованной N, в которой лично мне в то утро виделся знак Зорро. Сразу, выйдя на глиссирование почти на 20 узлах, мы понеслись в открытое море! Меня, сидевшую впереди всех, тут же накрыло встречной волной с головой, да так что чуть не сбросило за борт и не вымыло контактные линзы из глаз прямо из-под плотно-сидящих солнечных очков, и больше в тот день я ни о чем уже не беспокоилась – ни о старте, ни о финише, ни о том какое же место мы займем – главное было удержаться на этой скорости и перелетающих через лодку волнах на борту – подозреваю, что операция MOB в тех условиях могла бы закончиться для меня не совсем удачно.


© YCM/Carlo Borlenghi

В какой-то момент я поняла, что мы, оказывается, уже стартовали, и тут же на наших глазах волнами швырнуло две лодки бортами друг на друга, и только весь немалый опыт чемпионки Европы и участницы Олимпиады Анны Басалкиной помог ее команде «Аврора» избежать сильнейшего столкновения! Как нашей рулевой Свете и тактику Артему удалось провести «Нику» через все это месиво почти без потерь, мы порвали только лату, я до сих пор не могу понять! Сама я только и успевала, что прыгать с борта на борт, бороться с постоянно рвущимся покинуть лодку спинчем, да увертываться от мелькающих в воздухе конечностей Алекса. Второй удар в челюсть, на этот раз коленом, отозвался в ушах привычным хрустом, и я даже не успела задуматься о последствиях – надо было опять попытаться сохранить жизнь себе и равновесие лодке на очередном безумном прыжке по волнам. 


 © YCM/Carlo Borlenghi

Когда наши три класса завершили первую гонку, не сломав ни одной мачты, гоночный комитет решил, что теперь к нам можно выпустить и остальных, тем более что ветер немного стих. Так что в какой-то момент в заливе стало гораздо теснее, и уворачиваться от столкновений нам пришлось с удвоенной энергией. К началу второго старта для нас и первого для другой половины флота, ветер снова усилился до 30 узлов, и все чаще были видны вылетевшие из воды кили лодок! Пролетая в какой-то момент мимо летящего тем же курсом Melges «Гранитогрес» Дениса Ланкина с Володей Маянцевым и Сашей Зыбиным на борту, мы тепло и весело их поприветствовали, и ребята также тепло и весело улыбнулись в ответ! Но, как оказалось, ни один из троих после гонки не смог вспомнить этого момента. Наверное, шок от предшествовавшего нашей встрече брочинга вытеснил из памяти экипажа все последующие образы, кроме вида собственного киля, поднявшегося над водой! Как рассказали нам ребята, в тот момент они, наверное, впервые в жизни по-настоящему испугались!


 Mojo © YCM/Carlo Borlenghi

В стане джеек тоже царило непринужденное веселье, и если опытный Дмитрий Зарицкий решился все-таки пару раз поставить генакер на своей «Mojo», и его «Талисман» его хранил, то осторожный Игорь Распопов (aka Горацио Нельсон) на «M.A.R.C.» дальновидно решил не рисковать и отлично обошелся растравленным стакселем на полных курсах, несмотря на готовность Кати Сычевой (aka пианистка Кэт) героически поставить генакер.

Как мы финишировали во второй и последней гонке дня прошло мимо меня, помню только, что я очень удивилась, когда мы повернули в порт. «Как? Уже все??» спросила я. «А что, тебе мало???» - ответил мне хором экипаж. И да, я тут же поняла, что, несмотря на восторг, азарт и зашкаливающий адреналин в крови, в общем-то, мне уже было достаточно – пора было возвращаться в клуб смывать толстую корку морской соли с лица - так что, можно сказать, spa-процедуры у меня тоже состоялись!

Церемонию закрытия организаторы провели стремительно, буквально через час после закрытия финишной линии. К сожалению, несмотря на участие стольких русских экипажей на вторых выходных кубка, нам не досталось ни одного призового места, и только замечательная Анна Басалкина вывезла всю парусную Россию на своих хрупких плечах - питерская Team Aurora под ее управлением, в составе Павла Савченко, Гайаны Коноваловой и Александра Патрушева, в очередной раз завоевала специальный приз, как лучший женский экипаж!


 
Торжественная церемония награждения, как и сам кубок, в последний раз проходила в старом здании Монакского яхт-клуба. В следующем году Primo Cup встретит своих участников уже в суперсовременном здании нового яхт-клуба, построенного по проекту знаменитого британского архитектора Нормана Фостера (автора того самого лондонского небоскреба-яйца) на другой стороне порта Эркюль, аккурат рядом с казино, чтобы все, те кому не достанется 100-граммовая золотинка от Credit  Suisse, могли попытать счастья, играя в честную рулетку. В этом году драгоценный приз от щедрых банкиров разыгрывался среди экипажей самого многочисленного класса на кубке - SB20, и в результате розыгрыша экипаж фрацузской яхты Aramis мог с чистой совестью манкировать азартными играми – выигранного золота им хватит если и не на вставные зубы для всего экипажа, то уж точно на починку и подготовку лодки к грядущему в сентябре чемпионату мира в классе SB20 в Санкт-Петербурге!

Итак, первое место среди SB20 завоевала итальянская Diva, лидировавшая весь кубок, французская Black  Magic президента класса Эда Руссо стала второй, глава же компании SportsBoatWorld (производитель яхт SB20) Джерри Хилл стал только 17. Мы не успели реабилитироваться из-за отмены гонок накануне и, придя в последний день 14 и 8, по итогам кубка стали  15. Лучший же российский результат и 5 место в классе показала питерская Bestway Дениса Курганского, с чемпионом Европы киевлянином Андреем Клочко на руле и Александром Давыдовым в качестве бакового.


 
В Melges20 постоянно доминировал и в итоге победил экипаж яхты Maolca президента класса Манфреди Вианно Толомеи, а лучшим российским экипажем стал «Красный октябрь», завоевавший 4 место.

Среди J/70 безусловным лидером, показавшим три первых прихода в четырех гонках, стал Людовик Сенешаль на Lulu La Nantaise. Калининградец Дмитрий Зарицкий на своей красавице Mojo занял 8 место, а команда M.A.R.C. под управлением Игоря Распопова - 11.

В чисто монегасском междусобойчике, среди лодок загадочного для меня класса Smeralda888, всех победила Bear Essentials во главе с Блондин Медсан. А в Platu 25, с немецко-швейцарским количественным доминированием, победу одержала немецкая Grun Штефана Молле.

В целом, по итогам первых и вторых гоночных выходных, Primo Cup Trophée Credit Suisse еще раз подтвердил свою репутацию одного из самых сложных зимних соревнований Средиземноморского парусного сезона. Собрав за два уикенда на воде в общей сложности 165 лодок, Лазурный берег и залив Геркулес в очередной раз удивили всех сложными погодными условиями, высоким уровнем участвовавших спортсменов, среди которых были участники Кубка Америки, олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы в различных классах и, конечно же, значительным присутствием российских экипажей, некоторые из которых были очень близки к призовым местам и, без сомнения, займут их на следующем  XXXI Кубке. Благо в количественном, а главное в качественном измерении российский парусный спорт постоянно растет, ну а новое здание Yacht Club de Monaco, которое, как говорят, будет самым большим клубным зданием в Европе, я уверена, сможет вместить в себя любое количество российских участников, а также наградных комплектов непромокацев от SLAM для них!


 
Я же, так незабываемо открыв свой яхтенный сезон благодаря прекрасной Team Nika, теперь мечтаю только о новых гонках! И неважно уже на каких яхтах, на каких акваториях и в какую погоду - благодаря февральским «выходным» на Primo Cup я готова ко всему!

Елена Отекина

Официальные результаты можно посмотреть здесь.
Facebook. 
Фото Елены Отекиной на Facebook. 
Отчет Елены Отекиной о первом уикенде на сайте ВФПС.
 

 

Видеоканал

Thumb wide 0

В Яхт-клубе Санкт-Петербурга спустили на воду учебную лодку

23 января на исторической верфи «Полтава» Яхт-клуба Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония спуска гички – учебной парусно-гребной лодки. Подобные гички могут стать учебными судами юных моряков всех регионов России.

Thumb 0

Рождественская регата. В Архангельске открыли зимний сезон

С 21 по 22 декабря в Архангельске на реке Кузнечиха в районе Кузнечевского моста проходили соревнования в классах зимний виндсерфинг и сноукайтинг.

Thumb 0

Кубок Сибири 2019. Зимний сезон открыт!

Кубок Сибири 2019 по сноукайтингу и зимнему виндсерфингу проходил с 4 по 9 декабря в Новосибирске. В соревнованиях приняли участие более 80 взрослых и 40 детей.