30.07.2014

Парус – это стиль жизни!

Интервью с Президентом Всероссийской федерации парусного спорта Владимиром Николаевичем Силкиным.

Разговор с Владимиром Николаевичем Силкиным, президентом Всероссийской федерации парусного спорта, вылился в увлекательный рассказ состоявшегося человека о парусе и любви к нему.

ПОЛИТИКА И РОМАНТИКА

- Владимир Николаевич, вот уже почти два года как вы возглавляете Всероссийскую федерацию парусного спорта. Тем интереснее узнать, как вы пришли в этот спорт?

- Это было давно и отчасти случайно. Закончив МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), я занимался общественной работой. Тогда, тридцать лет назад, у каждого института были парусные секции, где занимались преподаватели, научные сотрудники, студенты. Была такая и в МИИТ. А теперь представьте, что такое парус в те времена. Это был глоток свежего воздуха и свободы, романтика, простор, и обязательные авторские песни у костра. В общем, заглянув в парусную секцию родного института, я быстро сориентировался и принял судьбоносное решение  - увлечься этим спортом по-настоящему. Так я и остался под парусом. В следующем году буду праздновать юбилей – 30-летие нашего с парусом союза.

 - А на чем тогда ходили студенты и преподаватели?

- В нашем распоряжении находились 5 или 6 отличных лодок, настоящих, в которых не только погоняться можно было, но и даже переночевать по-спартански. Да и разве нужны молодым романтикам другие условия – ходи под парусом и наслаждайся жизнью.

- Так что вас тогда больше зацепило: романтика или спорт?

- И то, и другое. Например, Онежская регата.… Это же неописуемая красота северной природы, практически нетронутые человеком места. И когда заканчиваются соревнования, ты ступаешь на берег, готовишь ужин на костре, общаешься с друзьями, пьешь чай, и не только чай – все это производит неизгладимое впечатление, особенно в молодые годы.

Или еще картина: лето, жара, переполненные подмосковные пляжи, и тут появляются 30-40 лодок под парусами. Люди на берегу в восторге, с проносящихся мимо «Ракет» завистливо смотрят на наши лодки, а ты паришь над водой без мотора и весел! И уже вечером, уставший, с таким наслаждением устраиваешь себе полноценный отдых.

- Тогда расскажите, как вы при такой любви смогли надолго расстаться с парусом, ведь ваша биография до недавнего времени шла врознь с этим спортом.

 - Так получилось, что в переломные для нашей страны годы, на заре образования российского государства, в его нынешнем виде, я занимался политикой. Честно говоря, я совсем не хотел этого, на тот момент меня интересовала наука: я преподавал у себя в институте и занимался любимым спортом. Но так вышло, что сначала я был избран депутатом, а потом пошло-поехало: новые должности, возрастающие обязанности, политическая карьера. Скажу, как есть: все время и силы тратил на чиновничью деятельность и очень скучал по парусу - толком его даже не видел, разве что по телевизору. Опять же, время и для страны, и для меня было тяжелое, выходными не располагал, все отдавал работе. И лишь эпизодически с тоской следил за любимым спортом, мечтая в него вернуться – это все, на что меня тогда хватало. Слава богу, эти времена прошли.

 - Теперь Вы – президент Федерации. Парус все прочее пересилил?

- Именно так. Мне повезло с товарищами, с которыми вместе занимался парусом. Они как могли поддерживали во мне интерес к любимому спорту, приглашали на соревнования и старались держать в курсе всего происходящего. Потом, когда я стал заместителем мэра Москвы, у меня появилась реальная возможность вернуться в парус, пусть и с несколько официальной позиции. Меня попросили возглавить Федерацию парусного спорта Москвы на общественных началах. Так я вновь пришел в наш спорт, но уже в качестве чиновника. Посмотрел на спорт с другой стороны.

- Владимир Николаевич, и в какой же роли лучше?

- Сложный вопрос. Я вернулся в тяжелый момент – в начале 2000-х почти все суда, инфраструктура, инвентарь были в запустении или вовсе уничтожены. Сказались результаты приватизации, в том числе.

Разумеется, оставались энтузиасты, поддерживавшие в годном состоянии то немногое, что удалось спасти. В какой-то момент они и решили восстанавливать парусную историю. Началось с малого – сначала ребята принялись приводить в порядок яхт-клуб в Пирогово, затем появился проект возрождения в России класса Дракон - королевские, статусные лодки, почти полностью утраченные после распада Советского Союза. Кстати, любопытно, что во всем мире этот тип судна с почти 110-летней историей считался элитным, штучным, а в СССР было около тысячи таких лодок!

- А название какое шикарное.

- А то! Словом, мало-помалу, снова стали эти Драконы в наших акваториях ходить. Где восстановленные, а где приобретенные. Вскоре наши соотечественники открыли для себя международные соревнования, сначала увлеклись любители, а затем они привлекли профессиональных спортсменов. И, к удивлению мирового сообщества, сходу смогли заявить о себе в полный голос – пошли победы, подиумы, призы – редкий старт обходился без медалей! А бывало, что и весь пьедестал российский.

- Лучшего «восстановления» российского паруса и не придумаешь.

- Абсолютно точно! Уже потом многие из тех, кто тогда начинал, ушли в другие классы, стали развивать отечественные – так, в частности, появился национальный класс эМ-Ка, полностью созданный российскими конструкторами и меценатами. Ну а дальше все больше любителей захотели гоняться, многие почувствовали необходимость в здоровом образе жизни, да и просто захотелось спортивного азарта. С каждым годом в стране стало открываться все больше и больше яхт-клубов, увеличилась сетка соревнований в России и за рубежом. В итоге сейчас все московские акватории расписаны ежедневно вплоть до осенних холодов – народ с большим удовольствием приезжает погоняться даже в будни после работы.

КАК СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ, ЕСЛИ ТЕБЕ УЖЕ ЗА 40

- Если честно, меня больше всего поразило, что парусный спорт не имеет никаких возрастных или физических ограничений – придя в него в вполне зрелом возрасте, ты имеешь все шансы дорасти до уровня сборной страны и представлять Россию на международных соревнованиях.

- Да, и таких случаев много. Взять, например, Николая Водяницкого, ныне президента Ассоциации национального класса эМ-Ка. У него удивительная история: 6 лет назад он после армии впервые увидел эту лодку и влюбился в нее. А теперь – чемпион страны, президент Ассоциации.

Люди приходят в парусный спорт в разном возрасте. И это совсем не помеха высоким результатам. Были в моей практике случаи, когда на крупных международных соревнованиях в разных уголках мира я встречал соотечественников из условного Магнитогорска, которые правдами-неправдами преодолевали весь земной шар. Спрашиваешь, зачем им все это. Они отвечают, что такого удовольствия никакое хобби не приносит. Как я их понимаю!

- Но ведь парус - это достаточно дорого?

- В зависимости от того, что вы хотите от лодки и от себя лично. Если участвовать в соревнованиях, то не очень, а если просто содержать лодку, то, пожалуй, да.

- А молодежи классический парус интересен?

- Скорее, его разновидности – виндсёрфинг, кайтсёрфинг и другие. Те, кто уже попробовал на вкус соревнования на воде, как правило, остаются в спорте, меняя лишь классы. Молодежь взрослеет, любовь остается.

- Но в России, как мне кажется, сложно заниматься парусом?

- Не совсем так. В парусе очень легко остаться. Но в него еще надо попасть. Мы делаем для этого все – развиваем детско-юношеский спорт, налаживаем инфраструктуру, открываем новые яхт-клубы по всей стране. Впрочем, сложности свои есть, согласен. Самое очевидное – короткий сезон, обусловленный нашим преимущественно холодным климатом. Да и пригодные акватории иногда забиты под завязку. Сезон короткий, опять же. Да и молодежь по-прежнему воспринимает парус как забаву для состоятельных. А ведь это далеко не так.

- А ваши дети сами ходят под парусом?

- Дочь, увы, нет, а сыновьям парусный спорт нравится, что меня очень радует. Старший сын активно занимается виндсерфингом, младший – вообще впервые принял участие в регате в полтора года. Ничего, достойно выдержал. Супруга, кстати, тоже разделяет мое увлечение.

ОЛИМПИЙСКИЕ ПЛАНЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАРУСНАЯ ЛИГА

- Не могу не поинтересоваться, какие планы и цели вы как руководитель Федерации ставите на ближайшее время?

- Прежде всего - популяризация спорта, возрождение олимпийской сборной, создание настоящих звезд российского парусного спорта, чтобы за ними молодежь тянулась и сама шла в парусные секции. Сейчас во многом эту задачу решают любительские регаты, туда едут родители, влюбляются в парус и потом приводят своих детей в яхтинг. Посмотрите, московские детские секции переполнены. Нам не хватает больших, глобальных звезд, таких как была Курникова и есть Шарапова для тенниса, это нужно, чтобы заявить о яхтинге на высоком государственном уровне. Глобальная задача – вырастить чемпионов и подготовить команду к Олимпиаде 2020. В этом году мы начали программу «Команда надежд», которая уже дает свои первые плоды: Стефания Елфутина – чемпионка мира среди юниоров в олимпийском классе RS:X, Максим Николаев завоевал серебряную медаль на Чемпионате Европы среди юниоров в классе Лазер, Аркадий Кистанов также взял серебро на Чемпионате мира среди юниоров в классе Финн, Мариам Сехпосян – обладательница бронзы Первенства мира в молодежном классе гоночного виндсерфинга Техно 293. Безусловно, перечисленные победы – это заслуга спортсменов, их родителей и тренеров, просто благодаря этой программе, ребята почувствовали поддержку и возможность достигать самых высоких результатов.   Есть и другие важные задачи. Например, развивать парусные школы в стране. Подход простой – если в регионе есть человек с горящими глазами, мы сделаем все, чтобы ему помочь. Если, конечно, этот человек приходит, чтобы постоянно говорить «дай-дай» - нам с ним точно не по пути. Еще важно инициировать создание и восстановления яхтенной инфраструктуры, появление чартерного флота в регионах для проведения коммерческих, любительских и спортивных регат, а также для развития туристического яхтинга. Обучать и воспитывать тренерские и судейские кадры. Еще один важный проект Федерации – Национальная парусная лига. Фактически, это чемпионат среди яхт-клубов. В этом году пробуем, а в следующем запустим по многим городам России. Надеемся, что этот проект будет активно освещаться телевидением и крупными как московскими, так и региональными СМИ.

- Как вы думаете, удастся ли привлечь большое количество людей в парусный спорт?

- Приложим максимум для этого усилий. Сначала парус на экране увидят, потом вживую посмотреть захотят. А потом попробуют. И если им этот шаг удастся, они обязательно полюбят парусный спорт и наверняка в нем останутся - неважно, в каком именно качестве. По себе сужу, ведь парус – это на всю жизнь.

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.