30.09.2014

Парусный спорт прекрасен!

Почему лучший яхтсмен России живёт в Челябинске, за тысячи километров от моря. А яхту ему везут из Новой Зеландии - ближе не нашлось. 

Где-то между Черным морем и Уралом, между Геленджиком, Сочи и Челябинском, между Бискайским заливом в Испании и атлантическим побережьем Бразилии, между работой пожарного и мечтой об олимпийской медали...

Вот так и живут лучшие яхтсмены России Павел Созыкин и Денис Грибанов. Лучшие - не только потому, что чемпионы России в классе 470 (см. Досье КП). Только что в испанском городе Сантандер на чемпионате мира они получили лицензию на участие в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Для нашего зрителя-болельщика, победами фигуристов, хоккеистов и легкоатлетов избалованного, звучит не особо впечатляюще. Ну, поедут, и поедут. Выиграют, тогда и будем радоваться! Но в парусе ситуация другая - олимпийских медалей у России не было с 1996 года.

Меня удивляет другое. В России морей много - Черное, Балтийское, Каспийское, Белое, длиннющее побережье Тихого океана... А 26-летний Павел Созыкин - из Челябинска, где до ближайшего моря больше тысячи километров! Не в хоккей почему-то пошел, а в парусную школу на озере Смолино. И доказал, что челябинские яхтсмены настолько суровы (ладно, это только цитаты ради. На самом деле талантливы, настойчивы или везучи), что жителям приморских городов за ними не угнаться.

Впрочем, если б не Денис Грибанов, давний друг из Геленджика, Павел и сейчас работал бы в пожарным в родном неморском городе:

- Я уже было спорт бросил, работал в пожарной части №19 города Челябинска. Об олимпиаде и не мечтал. А тут позвонил Денис - мы с ним знакомы еще с детских соревнований - и предложил гоняться в одном экипаже. Это было полтора года назад. Я на озере вырос, а соревнования парусные проходят на морях и океанах, так что тренироваться нам удобнее у Дениса в Геленджике.

Теперь Павел с его «озерным» прошлым и Денис с черноморским все больше времени проводят на океанской воде. Потому как это другой опыт, и он им очень нужен. Чемпионат мира проходил на Бискайском заливе, а это океанская акватория. На олимпиаде в Рио яхтсмены будут соревноваться на противоположной стороне Атлантики.

- Открытый океан – не море и тем более не озеро. Волна другая, течение сильнее. Парус – это же гармония с природой, надо чувствовать ее. Чем лучше гармония, тем яхта быстрее идет, - объясняет Павел.

Зимой Паша и Денис будут улучшать свою гармонию с океаном :

- Сейчас чемпионат России в Сочи (он будет идти 5 октября - если отдыхаете в бархатный сезон на Черном море, обязательно посмотрите, красиво! - Ю. С.). А потом всю зиму работать, - продолжает Денис.

- А где зимой работать будете?

- На острове Гран-Канария. Знакомые даже смеются: Если вы на Канарах работаете, то где же вы отдыхаете?, - присоединяется старший тренер сборной России в классе яхт 470 Михаил Заболотнов. - На самом деле там просто удобно: зимой и воздух, и вода теплые, градусов двадцать, двадцать два. И океан похож на тот, что будет в Рио-де-Жанейро. Яхт-клуб хороший, а по деньгам дешевле, чем в Сочи. В июне, кстати, в Севастополе тренировались, с первого числа. В Крыму как раз на рубли перешли, ценники у нас на глазах переписывали. Там яхт-клуб неплохой, традиции стараются сохранять. Но сколько мы на Керченской переправе в очереди простояли!.. На яхте точно быстрее бы из Геленджика в Крым дошли!

- Так и где ж вы отдыхаете, если на Канарах работаете?

- Да нигде, - разводит руками Павел. - Меня недавно начальство спросило - когда отпуск нужен. А зачем мне отпуск? Я и так все время на море. Пусть зимой дают, поеду на Гран-Канарию тренироваться. 

Несмотря на все красивые слова - Канары, Рио-де-Жанейро - жизнь яхтсменов, конечно, далеко не курорт. На море они не на пляже лежат. А реально т работают — и физически, и головой. Выматываются, пропитываются морской солью от кончиков волос до пяток.

Михаил Заболотнов один гнал из Испании в Сочи машину с яхтой - пять с половиной тысяч километров! И тренер, и водитель, и психолог, и механик, в одном лице. Яхтсмены – они ж не футболисты и не теннисисты, спонсоры к ним в очередь не стоят, щедрых рекламных контрактов нет (справедливости ради – деньги на яхту Павлу с Денисом дал бизнесмен Сергей Безрук. «Просто достал из кармана 10 тысяч долларов, и отдал», - до сих пор удивляется тренер).

- Парусный спорт прекрасен, но в то же время сложен. Вот пловцам только купальник и шапочка нужны. А у нас - любишь кататься, люби и яхту для себя возить. Зато в бассейне все однообразно. А у нас каждая гонка не похожа одна на другую - все время разный ветер, волна, - рассказывает Денис Грибанов.

- Вы посмотрите на глобус, она на противоположной стороне Земли! Три недели строили, полтора месяца везли. - рассказывает Заболотнов.И он, и Павел, и их тренер искренне переживают, что парус в России пока не так любим и популярен, как футбольный мяч или лыжи. Что говорить, у нас атомные подводные лодки строят - а маленькую стеклопластиковую яхту пришлось везти из… Новой Зеландии!

- А что, ближе нельзя было купить?

- У нас таких яхт не строят. Есть верфь в Германии, но там очередь стоит.

Испания нас в этом смысле поразила: мы увидели, как парусный спор делают интересным и доступным для любого человека. На улицах испанских яхтсменов в лицо узнают! На чемпионате мира в Сантандере открытие было похоже на рок-фестиваль: зрители сидели на холмах вокруг стадиона, на деревьях, на крышах с биноклями! Тридцать тысяч человек пришли! - восторженно делится впечатлениями Денис. - На кораблике всех желающих катали по дистанциям — они же в далеко от берега, с пляжа не посмотришь. Трибуну огромную построили на набережной.

- Вы не поверите - парусный спорт по числу занимающихся на втором место в мире! После футбола. Если считать всех: и детей, и любителей. В Новой Зеландии, скажем, девяносто процентов жителей умеет управлять парусным судном. Так что все рассказы про то, что это сложно и дорого – отговорки, - уверен Михаил Заболотнов.

- Может, и до Черного моря эта популярность дойдет, - вздыхает Денис. - Сейчас-то яхт-клуб в Геленджике на грани уже, старый, все разбито... Надеюсь, благодаря нашим результатам что-то изменится. У нас же сам бог велел ходить на яхте, да хоть на уроках физкультуры!

- В парусном спорте все - интеллектуалы. Здесь одними мышцами ничего не добьешься. Я еще не знаю ни одного яхтсмена, который в жизни бы пропал. Никто не голодает, все обеспечены, все у них хорошо. А почему? Потому что голова работает, - после таких слов Заболотнова, по-моему, все родители немедленно должны бежать в парусные школы и записывать детей в списки умных и обеспеченных!

ИЗ ДОСЬЕ КП

Парусная яхта класса 470 придумана в 1963 году французом Андре Корню. Название объясняется просто: 470 – это длина лодки в сантиметрах. Высота мачты 6 метров 76 сантиметров. Экипаж – два человека. Гоняются на «четырестасемидесятках» и мужчины, и девушки.

Один из классов, включенных в программу Олимпийских игр. У России в Рио-де-Жанейро есть шанс выиграть две медали благодаря яхтам 470: лицензию на участие в Играх-2016 получили не только Павел Созыкин и Денис Грибанов, но и наши девушки – москвичка Алиса Кирилюк и Людмила Дмитриева из Саратова (на фото вверху - именно их яхта). До сих пор в этом классе у российских яхтсменов медалей не было. А сейчас с ним связывают главные надежды.

 

По материалам портала Комсомольская правда

 

Видеоканал

Thumb wide sheremetev 2528 cr

«МАТЧ! Наш спорт». Программа «Парусный спорт». Выпуск 8

В октябрьском выпуске программы чемпионат России в олимпийских классах яхт, Летние Юношеские Олимпийские игры, чемпионат мира в классе Melges 32, Rolex Middle Sea Race и многое другое.

Thumb gmo 20181207 sslfinals2018 123126 2 cr

Star Sailors League 2018. Квалификация завершена. Дальнейшая борьба – без Шайдуко

В последний день квалификации Star Sailors League напряжение достигло максимума. 25 экипажам предстояло определить десятку сильнейших, которые продолжат борьбу за медали.

Thumb 0

Финал Star Sailors League 2018. Бразильский карнавал

На Багамах продолжается звездная регата. Во второй гоночный день вновь доминировали бразильцы, однако на первое место в общем зачете вышел американец Марк Менделблатт.