24.02.2021

Спортивный судовой регистр ВФПС и Технический комитет ВФПС. О регистрации спортивных парусных судов

                      

 

Спортивный судовой регистр ВФПС и Технический Комитет ВФПС разъясняет, что в соответствии с определением спортивных парусных судов, даваемым Кодексом торгового мореплавания и Кодексом внутреннего водного транспорта, парусные яхты классов Опен800, Конрад25Р, Четвертьтонник, Микро, J/70, SB20, ORC (включая ORC Sportboat, Platu 25 и аналогичные) являются спортивными парусными судами классов, признанных Минспортом, и, как таковые, не подлежат регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

Согласно Постановлению правительства РФ от 18 сентября 2013 года № 820, п.1., государственный надзор за спортивными парусными судами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Гостранснадзор). Согласно тому же постановлению, п. 3, к сфере ответственности ГИМС относятся только маломерные суда, используемые в некоммерческих целях (прогулочные суда).

Спортивные парусные суда, за исключением судов длиной менее 9 м, не оборудованных местами для отдыха экипажа, и не имеющих двигателей, подлежат классификации и освидетельствованию в Морском Регистре судоходства или Речном Регистре (в зависимости от района плавания), и регистрации у капитанов морских портов или в бассейновых управлениях на внутреннем водном транспорте.

В действующем законодательстве отсутствует определение или требования к местам для отдыха применительно к спортивным парусным судам. Санитарные нормы и правила (СанПиН 2.5.2-703-98) распространяются на спортивные и прогулочные суда только в части предотвращения загрязнения среды.

Правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов Морского Регистре судоходства ссылаются на Правила классификации, постройки и обмера спортивных яхт, принятых в СССР в 1973 году. Согласно этим правилам, спальным местом считается горизонтальная поверхность шириной не менее 0,55 м по меньшей мере на половине длины; ногам допускается сужение до 0,35 м. Высота над спальным местом должна быть не менее 0,6 м, что разъясняется в решении Технического комитета Спортивного Судового Регистра от 1989 года - поверхности, имеющие меньшие размеры, не могут считаться спальным местом, предназначенным для отдыха экипажа.

Правила освидетельствования спортивных парусных судов в эксплуатации (Руководство Р.039-2013) Российского Речного Регистра в приложении 1 определяет более развернутые требования к жилым помещениям крейсерско-гоночных яхт. Они включают наличие отдельных спальной зоны, камбуза и санузла, кают-компании, штурманского места, рундуков для хранения вещей, и т.д.

Согласно письму РМРС №312-24-258985 от 24 сентября 2015 года, рубки-убежища на яхтах, упомянутых выше в первом абзаце, не могут рассматриваться, как места для отдыха экипажей, т.к не имеют эффективной защиты от непогоды.

Согласно тому же письму, маломощные подвесные двигатели, не предусмотренные спецификацией строителя, и устанавливаемые на такие суда в качестве дополнительного оборудования для маневрирования в гавани и вблизи берега, не являются двигателями в смысле Правил классификации и освидетельствования парусных спортивных судов. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Речного Регистра № 07-01-202 от 1 февраля 2011 года.

Таким образом, яхты, указанные в первом абзаце этого документа, не подлежат государственной регистрации, о чем имеется заключение РМРС и решение капитана морского порта Санкт-Петербург (в отношении яхты класса ORC sportboat).

Для получения отказа в государственной регистрации владельцам рекомендуется следующий порядок действий:

- Яхта должна иметь действительное мерительное свидетельство класса, признанного Минспортом, и быть зарегистрирована в Спортивном судовом регистре ВФПС;

- Должен быть действительный акт технического осмотра (освидетельствования), проведенного инспектором спортсудорегистра или инспектором Технического комитета (в соответствии с ППГ);

- Рекомендуется иметь спецификацию строителя, в которой должно быть указано, что яхта предназначена для соревнований и тренировок; в спецификации не должен быть указан двигатель, как средство движения;

- С этими документами владелец должен обратиться в ближайшую инспекцию Регистра за проведением освидетельствования на предмет соответствия яхты требованиям Правил классификации спортивных парусных судов и Правил проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов. Порядок обращения и форма заявления в МРС находится по ссылке Спортивные парусные суда (rs-class.org), для Речного Регистра - Спортивные парусные суда » РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР (rivreg.ru). При обращении в МРС рекомендуется сослаться на письмо РМРС №312-24-258985 от 24 сентября 2015 года.

- Инспектор Регистра проводит освидетельствование яхты и выдает акт освидетельствования с заключением о соответствии указанным правилам.

Для нас важно, чтобы в заключении было указано, что яхта не подлежит государственной регистрации, т.к. имеет длину менее 9 м, не имеет оборудованных мест для отдыха, а временно устанавливаемые подвесные двигатели являются дополнительным оборудованием, не предусмотренным спецификацией строителя, правилами класса и т.д.

- С этим заключением судовладелец должен обратиться в морскую администрацию (к капитану порта) или бассейновое управление на внутреннем водном транспорте, с заявлением о государственной регистрации яхты. На основании заключения Регистра ему должно быть отказано в государственной регистрации.

Документ об отказе в государственной регистрации спортивного парусного судна является законным основанием для владельца не обращаться в ГИМС и иметь только спортивную регистрацию; при этом владелец сохраняет все права на выход в плавание в районе, установленном Спортсудорегистром, на получение лицензии на радиосвязь, и т.д. Права государственного образца на управление спортивным парусным судном, не подлежащим государственной регистрации, не требуются.

Спортсудорегистр ВФПС и ТК ВФПС обращают внимание владельцев яхт, что регистрация спортивных парусных яхт в ГИМС является административным правонарушением.

В последние годы отмечено несколько случаев, когда прокуратура запрещала проводить спортивные соревнования с участием в их спортивных парусных судов. В ряде случаев органы ГИМС препятствовали зарегистрированным у них спортивным парусным яхтам выходить в плавание за пределы произвольно установленных ГИМС районов.

Спортсудорегистр ВФПС и ТК ВФПС будут оказывать владельцам спортивных парусных методическую и организационную помощь в их регистрации или получении отказа в регистрации в соответствии с законодательством Российской федерации.

 

Андрей Маслов, руководитель Спортсудрегистра ВФПС

Евгений Хромченко, председатель технического комитета ВФПС

 

 

 

Видеоканал

Thumb wide 0

«МАТЧ! Страна». «Парусный спорт». Март 2021

Смотрим новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова.

Thumb 0

Lanzarote International Regatta. Россиянам завоевать дополнительные лицензии в Токио-2020 не удалось

На Лансароте (Канарские острова) завершилась регата, на которой разыгрывались последние путевки на Олимпийские игры в Токио от Европы.

Thumb nsr virtual 1

Виртуальная серия Nord Stream Race. В первом этапе приняли участие более 100 тысяч человек!

Первый этап электронной регаты Nord Stream Race стартовал 12 марта. В нем приняли участие 101 411 человек. Маршрут гонки пролегал от Киля (Германия) до Санкт-Петербурга, его протяженность составила 800 морских миль.