Существует два базовых принципа:
Применяемые системы обмера и гандикапа. Статистические, формообразующие, 'эмпирические.
Система обмера – это комплекс правил, позволяющих найти зависимость скорости яхты от ее размеров, формы, площади парусов и других параметров. Численно скоростные возможности яхты выражаются гоночным баллом (рейтингом, гоночным потенциалом).
Система гандикапа – это правила определения исправленного времени в зависимости от рейтинга яхты. Существует и обмер без гандикапа (монотипы и уровневые классы), и гандикап без обмера (статистические системы гандикапа).
Любая система обмера неразрывно связана с определенной системой гандикапа, поэтому обычно говорят об «обмерно-гандикапных» рейтинговых) системах. Все обмерно-гандикапные системы можно условно разделить на 3 группы – эмпирические, статистические и основанные на математическом моделировании движения яхты
Эмпирический гандикап обычно направлен на определение потенциала самой лодки . Это справедливо для большинства систем но, есть также системы как система Echo в Ирландии, которая включает в себя работу экипажа.