11.08.2015

Открытое первенство России по командным гонкам. Ампайрам не расслабиться!

 

В яхтенном порту «Геркулес» Яхт-клуба Санкт-Петербурга продолжается регата Открытого первенства России по командным гонкам.

По прогнозу на понедельник был слабый ветер и еще с утра складывалось впечатление, что гонкам не быть. Но Санкт-Петербург преподнес организаторам подарок – ветер пришел практически в срок!

Гоночный комитет принял решение сделать для команд классов Зум 8, Кадет и Техно, которые уже провели по два круга, день отдыха, а на всех трех дистанциях продолжить гонки самого многочисленного флота класса Оптимист. 22 команды «оптимистов» провели накануне два этапа первенства, но в изначальном формате розыгрыша не предусматривались стыковые матчи. Было решено их провести и расставить все команды по ранжиру. В понедельник шли гонки и основной сетки, и стыковые встречи за окончательное распределение мест.

В итоге многоэтапного формата в большой финал вышли команды ЦСК ВМФ (Виктория Ликсанова, Дмитрий Головкин, Андрей Архипов, Григорий Коваль) и Академия-1 (Василий Андреев, Владимир Новоселов, Никита Мельников, Александра Лукоянова).

Для ЦСК ВМФ судьба финала решалась во встрече с командой Академия-3 (Андрей Хоменко, Антон Хоменко, Аркадий Карманов, Анна Никифорова), для Академии-1 – во встрече с Команда №1 Самарской области (Дмитрий Лаздин, Семен Литвинов, Александр Древин, Алена Сухова). И ЦСК ВМФ и Академия-1 за весь турнир не уступили ни одного матча. И их финальная встреча обещает быть принципиальной!

 

 

В понедельник решилась и судьба третьего места. Эта позиция определялась в матче Академия-1 - Команда №1. «Академики» выиграли и вышли в финал, а представители Самарской области стали бронзовыми призерами первенства России в командных гонках.

Очень не повезло команде «Серебро», по сетке ей попались и ЦСК ВМФ, и Академия-1. В итоге Михаил Маштаков, Дарий Горный, Глеб Лузан и Дарья Кузнецова уже могли бороться лишь за места с 9-го по 12-е, ребята выиграли три стыковочных матча и стали девятыми.

- В первую очередь в команде должен быть капитан, лидер, который принимает решения на воде, - объясняет принцип командных гонок тренер Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга Денис Разумович. – При формировании команд Академии, а у нас их семь, мы поступили так – взяли в расчет результаты завершившегося на днях первенства России. Но не только. Мы хорошо знаем характеры ребят - кто-то из них взрывной и агрессивный, кто-то спокойный. Если поставить вместе двух агрессивных гонщиков команда не «срастется». Учитывая занятые места и характеры спортсменов, мы и формировали наши команды.

- Кто такой лидер?

- Это либо самый сильный гонщик, либо человек с качествами командира. Задача лидера – управлять командой, подсказывать остальным. В правилах проведения командных гонок написано, что любой член команды может ходить по дистанции и подсказывать остальным. Так и происходит. Если взять мировую или европейскую регату там такой крик стоит! Каждая команда общается между собой, переговаривается. Да и на нынешней регате с приближением финала все стало именно так. С приближением финала лидеры включились и реально начали работать со своими командами. Ну, например, если кто-то идет первым и даже с запасом, то если капитан говорит «держать пятого номера соперников», его задача остановиться, пропустить кого-то вперед и держать пятого номера. Держать в рамках правил, разумеется.

Такова командная борьба: один задает темп и дает указания, остальные его поддерживают. Тот, кто задает темп, держит в голове все победные расклады. Если расклад капитану не нравится, то он должен придумать что-то.

 

 

- А если есть в команде, как говорится, слабое звено?

- Капитан учитывает и это. Во многих победных схемах выигрывает команда, в составе которой участник приходит последним. То есть четвертого номера не надо толкать вперед руками, ему надо поставить определенную задачу на старте.

Командные гонки очень интересны именно этой комбинационной борьбой. Короткая дистанция, со старта идет постоянная борьба – ампайрам не расслабиться! Очень много пенальти.

Здесь нет задачи удрать со старта. Да, возможно, кто-то не слишком хорошо ходит, но его задача командной гонке - «прижать» кого-то. Повторю, все в рамках правил! Можно и лидера соперников поймать на нарушении, а значит твоя команда уже будет иметь преимущество.

- Получается, командные гонки в определенном смысле похожи на матч-рейс - не надо рваться вперед, а работать с конкретным соперником.

- Схожесть, действительно, есть. Но в командных гонках капитан должен «разложить», с каким соперником кто из его товарищей борется. Ты послабее – вообще уходишь со старта вперед и ни на кого не обращаешь внимание, бороться с соперниками будут остальные. Например, в команде Академия-1 Саша Лукоянова является таким «зайцем». Ее задача вести свою гонку и идти вперед. Поскольку у остальных начинается позиционная борьба, «заяц» частенько оказывается на финише первым. Таким образом команда «убрала» из драки Александру, которая еще мала. Правда, на крупных международных регатах по командным гонкам таких «зайцев» вычисляют и стараются блокировать уже на старте, так что здесь тоже не все просто.

 

 

- Как выступили «академики»?

- У Академии семь команд, а всего участников 22. Регионы представляют сильнейшие составы, у нас же были и те ребята, кто не вышел в золотой флот первенства России. Разумеется, молодые и неопытные проиграли в первую очередь. Но детям необходим опыт, их задача посмотреть и познакомиться с командными гонками.

- Моя задача - идти в свою скорость, быть первой, - рассказывает Александра Лукоянова, выигравшая первенство России среди младших девочек. - В некоторых гонках получается. Мне командные гонки нравятся.

- В чем секрет успеха вашей команды?

- Мы держимся вместе. Наш капитан Василий Андреев – ходит вместе с нами и говорит, что делать на дистанции. И у нас есть гонщик, который всех защищает – Никита Мельников. Он сильный, он всех «трамбует» и держит.

 

 

- Когда вместе гоняются две сильные команды решающим фактором становится правильный выбор тактического плана и его успешная реализация, - говорит тренер команды из Владивостока Алексей Волошенко. - В той гонке, в которой мы вылетели из борьбы за призы, план был хорошим, но с реализацией не получилось. У нас одна яхта оказалась на фальстарте, но в этом не было ничего страшного. Страшно, что второй участник нашей команды тоже решил, что у него фальстарт. Получилось, что гонку мы начали, имея две последние позиции… Ребята много отыграли уже на первой лавировке, но выиграть не удалось. Соперники сильны, да и гонка длится всего 8-10 минут, что очень мало.

К командным гонкам необходимо специально тренироваться, им необходимо учиться. Эти тренировки, кстати, приносят много пользы и для последующих выступлений в гонках флота, да и получаемые навыки формируются быстрее. Мы часто используем командные гонки в тренировках. Так что наши ребята знали и понимали, что делать, но не всегда получалось…

Плюс тренировки это одно, официальные соревнования – другое. Давление, присутствующее на официальных гонках, неизмеримо выше. А у наших ребят никогда не было матчей с равными по силе или более сильными гонщиками. На тренировках мы старались сделать равные составы, ведь гоняться с заведомо более слабым коллективом не эффективно, но в этом случае не получалось «наигрывать» сильнейшую команду. Надо работать. Чего нам не хватает, так это регат. Практика гонок с сильнейшими очень важна.

 

 

Во вторник будут проведены решающие встречи во всех классах.

Напомним, что в первенстве принимают участие 22 команды в классе Оптимист, по 4 команды в классах Техно и Кадет, и 6 команд в классе Зум 8. В классе Оптимист в каждой команде по четыре человека, в классе Техно – по три, в классе Зум 8 – по два, а в классе Кадет – по две яхты.

 

Результаты

Класс Оптимист

Стыковые матчи за места с 4-го по 16-е

Стыковые матчи за места с 17-го по 22-е

Основная сетка (часть 1)

Основная сетка (часть 2)

 

Фото: Екатерина Гавриш

Пресс-служба ВФПС

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.