19.08.2015

XIV Всемирные летние игры Специальной Олимпиады. У российских яхтсменов две золотых, серебряная и бронзовая медали!

 

В июле-августе в Лос-Анджелесе (США) прошли XIV Всемирные летние игры Специальной Олимпиады для лиц с нарушениями когнитивной сферы и задержками в развитии.

В Играх приняло участие 6,5 тысяч атлетов из 177 стран мира. Соревнования проходили в 26 видах - плавании, плавании в открытой воде, легкой атлетике, полумарафоне, бадминтоне, баскетболе, пляжном волейболе, бочче, боулинге, велоспорте, конном спорте, футболе, гольфе, спортивной гимнастике, художественной гимнастике, гандболе, дзюдо, каякинге, тяжелой атлетике, роликовых коньках, софтболе, теннисе, настольном теннисе, триатлоне, волейболе и парусном спорте.

Медали разыгрывались как индивидуально, так и в командах юнифайд, где с атлетами Специальной Олимпиады выступали и здоровые партнеры или тренеры.

Россию в различных видах спорта представляли 173 спортсмена из 26 регионов нашей страны. Вся команда яхтсменов приехала из Санкт-Петербурга и состояла она из 10 человек: 5 атлетов, 3 партнера и 2 тренера.

В парусном спорте россияне завоевали две золотых, серебряную и бронзовую награды, что позволило им занять второе место в неофициальном командном зачете. Первое место у австралийцев с двумя золотыми и тремя серебряными наградами, но и команда их была вдвое больше российской по численности.

 

 

О том, как прошло это знаковое соревнование, каковы были сложности, и что вообще значит парусный спорт в реабилитации таких особых ребят мы поговорили с тренером российской команды Владиславом Акименко.

- Родоначальником этих Игр является клан Кеннеди - Шрайвер, в семье которых одна из сестер страдала аутизмом. Ее пытались вылечить, сделав модную в то время лоботомию, но превратили в «растение». Мощный комплекс вины подвиг семью обратить особое внимание на людей с подобными проблемами, и в начале 60-х годов прошлого века она стала инициаторами проведения специальных игр для лиц с задержками в развитии. Первые Специальные игры были проведены в Чикаго летом 1968 года. В последующем это соревнование, с одобрения Международного олимпийского комитета, назвали Всемирными играми Специальной Олимпиады.

- Как вы попали в это движение?

- Меня в него привел знакомый Владимир Куликов. На тот момент, в 2005 году, он уже давно занимался этими ребятами, и обратился ко мне с просьбой присоединился к решению этой проблемы. У меня был большой опыт работы с нашей сборной. Я понимал, что могу быть полезен, но принять предложение смог не сразу. Размышлял месяца два-три. Опасался и сомневался смогу ли, понимая насколько это деликатная тема, но, когда «созрел», ринулся в дело «с головой». Это важное и нужное дело. Ни минуты не жалею, что все вот так получилось.

Не понаслышке знал, какие сложности мне предстоят – у детей двух моих друзей ДЦП, и я видел сколько сил, энергии, времени и денег они тратят на то, чтобы их ребенку стало легче.

Когда мы начали работать непосредственно на воде, то увидели, как прогрессируют ребята в социальной и метальной сфере. Оказалось, что месяц работы на яхте, эквивалентен 2,5-3 годам традиционной медицинской терапии. Представляете? Впоследствии мы стали практически врагами официальной медицины, ведь то, что медики делали до нас, было практически пустой тратой времени и сил.

 

 

- Летние Специальные игры проходят раз в 4 года. На скольких Олимпиадах за время своей работы с такими ребятами были вы? Расскажите подробнее именно о парусной части.

- В парусной программе Всемирных летних Специальных Олимпиад существует пять уровней. Первый, второй и третий уровень - это юнифайд или объединенная команда. На первом уровне в экипаже со здоровым партнером, который управляет лодкой, находится атлет - человек с проблемами в развитии, как правило, с синдромом Дауна или другими тяжелыми поражениями ментальной сферы. На втором уровне в экипаже также пара - атлет и партнер, но лодкой при этом управляет человек с «особенностями» в развитии. В экипажах третьего уровня два атлета с проблемами в развитии управляют лодкой, а тренер, находясь с ними в яхте, помогает вербально, но не имеет права прикоснуться ни к шкотам, ни к рулю. На четвертом уровне яхтой управляют два атлета Специальной Олимпиады, а на пятом – один.

Мы начинали с пятого уровня, причем впоследствии узнали интересную вещь: за сорок лет никто не смог научить ребят с такими нарушениями управлять яхтой в одиночку. Считалось, что люди с «особенностями» вообще не могут управлять яхтой в одиночку. Мы этого не знали. И сделали! Это была сенсация. Пока наших подопечных не увидели «живьем», что произошло на Олимпиаде в Шанхае, нас считали чуть-ли не аферистами, которые делают заявления, противоречащие законам природы и всему предшествующему опыту.

 

 

Впервые мы участвовали в соревнованиях на Специальной Олимпиаде в Шанхае в 2007. Все наши атлеты выступали на 5-м уровне и на восьмерых участников завоевали две золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медаль. Мы безоговорочно, с огромным отрывом, победили в командном зачете.

На следующей Олимпиаде в Греции начались козни организаторов и соперников. Нам отказали в допуске команд юнифайд. Пришлось уже на месте переформировывать команду и из восьми участников выставить только трех атлетов в пятом уровне. Тогда мы завоевали золотую и бронзовую медаль.

В этом году произошла практически такая же история. Мы готовы были к любому развитию событий и неожиданностям, но реальность оказалось жестче и суровее. Для наших ребят, заявленных в пятом уровне в классе Оптимист, который был на двух предыдущих Олимпиадах, не нашлось лодок. Организаторы объяснили это тем, что это дорого, что нужна страховка, что нужно иметь деньги для устранения последствий повреждений. Нам предложили два варианта: или наши спортсмены гоняются на яхтах класса Лазерах 4.7, или мы перезаявляем атлетов в другой уровень. Естественно, первый вариант был невозможен. Ребятам, которые весят около 35 кг, гоняться без подготовки по хорошим рабочим бризам на «лазерах» было бы просто опасно. Поэтому мы приняли решение создать две новые команды юнифайд, добавив в экипаж к атлету пятого уровня партнера, и заявив их во второй уровень. Я и Андрей Акименко, который гонялся в первом уровне, стали членами новых экипажей. Больше просто было некому, так как другие партнеры уже были заявлены во втором уровне и «разорваться» на два экипажа не могли.

В итоге, Андрей Акименко с Сергеем Паниным в первом уровне завоевал серебро, а во втором уровне с Алексеем Галкиным - золото. Мне с Натальей Кузнецовой тоже удалось выиграть. А профессор нашей профильной кафедры НГУ им. П.Ф. Лесгафта Ирина Русакова с атлетом Ириной Мандраковой завоевали бронзовые медали. Наша сборная в очередной раз подтвердила то, что мы - мировые лидеры в адаптивном яхтинге! К нам просятся учиться, с нами хотят сотрудничать.

 

 

- На яхтах какого класса гонялись спортсмены?

- Мы гонялись на швертботах «Флаинг юниор». Эта яхта была сконструирована где-то в начале 60-х годов для подготовки резерва к «Летучему голландцу». Размером они как 420 и 470, только форма корпуса ближе к «Голландцу». Для третьего уровня организаторы предоставили килевые яхты, типа Четвертьтонника. В пятом уровне были только Лазер 4.7.

- Как же так все-таки получилось, что на соревновании такого уровня не было Оптимистов?

- Как мне кажется, дело в том, что все ребята у наших соперников довольно тяжелые. Возможно, это связано с особенностями питания или приемом медикаментов, которые содержат гормоны. Найти у них легких атлетов, чтобы обучить гоняться на Оптимистах, довольно сложно. У нас же другая история. Мы готовим наших ребят в широком диапазоне от Лазера-радиала до Оптимиста. Но «ветераны», прошедшие две олимпиады и специализирующиеся в Лазерах, перед самой Олимпиадой заявили, что чувствуют себя здоровыми и гоняться на Играх не хотят. Они давно адаптировались в парусном спорте, их приняли в экипажи клубных яхт, им предстоит напряженный гоночный сезон. По этой причине у нас остались только Оптимисты. Но наши соперники, понимая, что именно в этом классе у них нет шансов, и что он наиболее перспективен для нашей команды, сделали все для того, чтобы нужных лодок не было.

Хотя, еще раз подчеркиваю, медали для нас - это только повод обратить внимание на существующую проблему. Недавний скандал с сестрой Натальи Водяновой всколыхнул страну и показал, насколько уязвимы и беззащитны такие наши сограждане. Сама Наталья, как гость, была на закрытии Олимпиады и очень тепло общалась с нашей командой. Для нас намного важнее терапевтический эффект от воздействия на патологическое состояние наших подопечных средствами яхтинга. Он значительно глубже и интереснее для нас, чем эти победы.

Я был и участником, и свидетелем Олимпийских игр, но то, что было организовано на предыдущих и этих Специальных Олимпиадах, превосходит по уровню традиционные Игры. Специальные Олимпиады всегда организованы прекрасно. Огромное количество зрителей на берегу, и что самое главное - неподдельный интерес и внимание к проблемам этих ребят, в непростой судьбе которых совсем нечасто бывают подобные праздники.

 

 

- Сколько стран принимало участие в парусной программе?

- На предыдущих Олимпиадах в адаптивном яхтинге было представлено 15-20 стран, но в этом году приехало всего девять - Австралия, Россия, США, Австрия, Бельгия, Швейцария, Финляндия, Нидерланды и Греция. К сожалению, финансовым или иным причинам не приехали такие сильные спортсмены, как англичане, испанцы, китайцы, хотя они всегда довольно активно принимали участие в Специальных Олимпиадах.

- В 1984 году в Лос-Анжелесе проходили Олимпийские игры…

- В 1984 году мы с Сергеем Бородиновым должны были выступать на Олимпийских играх в классе Летучий голландец. Мы вполне законно рассчитывали на высокие места, ведь в 1982 году выиграли Кубок мира, в 1983-м - были вторыми чемпионатах мира и Европы. Одним словом, мы были готовы в полную силу заявить свои претензии на олимпийские медали. Но случился бойкот, который разрушил судьбы спортсменов, которые гонялись в то время. Мне тогда был 31 год, самый расцвет яхтсмена... И вот, 31 год спустя, в этом же городе произошло мое прикосновение к олимпийской программе, правда, специальной.

Открытие и закрытие было на том же стадионе Колизей, жили мы в той же олимпийской деревне, дистанция наша была на месте олимпийской дистанции у побережья Лонг-Бич. Да и результат удалось показать именно такой, на какой мы с Сергеем рассчитывали. Сережа, я постарался за нас обоих, и во время гонок постоянно помнил об упущенной возможности…

 

Анна Мстиславская

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.