08.10.2015

Андрей Старцев. За год до Олимпийских игр

 

Yacht Russia продолжает публикацию серии интервью с ведущими тренерами и спортсменами сборной России по парусному спорту. Очередной собеседник – главный тренер национальной команды Андрей Старцев.

- Первый вопрос напрашивается сам собой: как складывается предолимпийский сезон для сборной?

- Подводить итоги пока рано. Минула только его половина сезона. Впереди еще четыре чемпионата мира, который пройдут в октябре-декабре. В этом году мы проводим следующую политику: оказываем полную поддержку только тем классам, которые завоевали лицензию на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро - обеспечиваем катерами, тренерами, организуем необходимые тренировочные сборы и участие в соревнованиях. Речь идет, как вы знаете, о спортсменах класса 470 и парусной доски RS:X. В этом году они провели полный цикл подготовки, и в октябре у них пройдут чемпионаты мира. Я сейчас, например, занимаюсь организации отправки контейнеров лодок 470 из Новороссийска в Хайфу (беседа состоялась 18 сентября – Прим. YR). Посмотрим, какие там будут результаты. Пока лучший результат у нас в этом классе – третье место на чемпионате Европы этого года. В принципе, думаю, та работа, которая была проделана, дает какие-то плоды.

- Насколько мне известно, у нас сейчас не четыре олимпийские лицензии, как думают многие болельщики сборной, а три – одну из путевок для России добыл крымчанин Максим Оберемко. Это проблема решается?

- Недавно прошли переговоры между олимпийскими комитетами России и Украины при участии Международного олимпийского комитета. Все сошлись на том, что Оберемко и Ольга Масливец могут выступить на Играх в Рио, но в том случае, если добро на это даст парусная федерация Украины.

- Вы лично участвовали в этих переговорах?

- Мы все участвовали в этих обменах письмами – переговорах как таковых не было. Мы на Украину не ездили, а они к нам не едут. У них такая принципиальная позиция. Они с нами даже на нейтральной территории не хотят встречаться. В последнем письме, которое мы получили, говорилось, что для Оберемко и Масливец может быть сокращен так называемый переходный срок - по правилам, чтобы выступить на Олимпийских играх за другую страну спортсмен должен выступать за ее сборную до этого три года. Украинцы согласились на два, но при условии, что Оберемко и Масливец официально откажутся от украинского гражданства. Максим и Ольга, с одной стороны, готовы это сделать, но с другой - процедура отказа от подданства у наших соседей очень сложная. У Оберемко и Масливец есть, как у всех крымчан, российский паспорт, но по украинским законам нельзя иметь двойное гражданство с Россией (у нас – можно). Словом, нужно обязательно написать этот отказ, чтобы российский паспорт был признан, направить его в администрацию президента, а там он может рассматриваться в течение года.

- А вы с другими российским спортивными федерациями не связывались, там же есть аналогичные ситуации.

- Я - нет, но представители ВФПС связывались. Я знаю, что двум из федераций, не помню каким, удалось уладить этот вопрос, но там к нам перешли спортсмены не из Крыма. С Крымом все сложнее.

- Класс RS:X финансировался с учетом того, что Оберемко может не выступить в Рио?

- Нет, мы готовим двух спортсменов к Играм. Кроме того, мы надеемся, что молодые ребята, соревнуясь и тренируясь с ним, будут расти и получат лицензию.

- Хотя бы порядок объемов финансирования сборной можете назвать?

- С ходу - нет, у меня есть начальник команды, финансисты, которые этим занимаются.

- Представители тех классов, которые еще не получили лицензии, говорят, что их сняли со стипендий…

- Это не наша позиция, а минспорта, точнее Центра спортивной подготовки сборных команд, его директора.

- Но у спортсменов еще есть шансы получить путевки на Олимпийские игры?

- Только весной. И до этого, думаю, стипендии они получать не будут. Это не моя позиция, повторюсь. В октябре пройдет чемпионат России в олимпийских классах, мы составим списки тех, кого бы хотели поставить на стипендию, будем биться, но гарантий никаких нет.

- Каким образом собираетесь биться?

- Ну, у нас есть же президент федерации, у которого свой административный ресурс, он встречается и с директором ЦСПС, и с министром спорта.

- Сколько еще лицензий способна получить сборная России по парусному спорту.

- В этом году - в двух классах. Прежде всего, это - Финн. Ребята там проделали большую работу в составе международной команды «Фантастика». Готовились на ее средства с итальянцами, хорватами, ведущими гонщиками из других стран. И впервые за много лет в этом классе мы вошли в пятерку сильнейших на чемпионате Европы. И второй класс – Лазер-радиал. Мы заявили на чемпионат Елену Воробьеву и двух молодых девушек, которые ей особо сильно не проигрывают. И если будет слабый ветер, то взять лицензию – реально. Ну а весной на регате в Пальма-де-Мальорке будут разыгрываться последние олимпийские путевки для Европы.

- А там у нас какие шансы?

- (улыбается) Ох… Шансы есть всегда. Экипаж Сергея Джиенбаева в классе катамаранов Накра 17 проделал титаническую работу, Сергей вкладывает в подготовку свои средства, работает с международной группой. Думаю, что его усилия могут принести плоды. Единственное, что мне не нравится – он готовится в одиночку, не привлекая молодых. Они с Дарьей Ивановой тренируются, в основном, сами по себе. Сергей брал с собой на сборы пару раз один ростовский экипаж, но этот экипаж сначала рассыпался, потом возникли проблемы с финансированием, обновлением матчасти… Сейчас же в стране экономят на всем, в том числе и на спорте, а тем более в регионах.

- Как складывается ваша работа с классами? Я беседовал со спортсменами, и у меня сложилось впечатление, что они с тренерами сборной практически не контактируют.

- Хм… С нами очень хорошую связь поддерживают финнисты, в том числе и владелец «Фантастики» Ланфранко Чарилло, который финансирует подготовку ребят, мы с ним достаточно часто общаемся.

- Лично?

- В основном, мы общаемся с тренером «Фантастики» Юрием Токовым из Украины. Мы вместе составляем и корректируем планы. Словом, держим руку на пульсе подготовки финнистов. Когда у них не было результатов, мы вместе подкорректировали план работы, и вот на чемпионате Европы они выступили достаточно успешно.

- Как организационно строится работа в сборной?

- У нас есть главный тренер, ваш собеседник, административная группа, которая отвечает за покупку билетов, матчасти и так далее. С классами же работают старшие тренеры. В классе Финн – это Владимир Крутских. Он у нас не получает зарплату, но с ним мы очень плотно сотрудничаем, составляем вместе со специалистами «Фантастики» планы и стараемся их реализовать.

- Кто отвечает за класс 470, в котором мы уже получили две лицензии?

- Михаил Заболотнов. В этом классе у нас не все гладко. Рулевая нашего ведущего экипажа Алиса Кирилюк не захотела работать с нашими тренерами и сейчас готовится под руководством специалиста из Германии. И результатов это не приносит. Честно скажу: они пока игнорируют нас. Но планы присылают, и мы им даем какие-то советы. Они их, правда, в основном, скажем так, саботируют.

- А за класс Лазер?

- Максим Семерханов. Но поскольку в этом классе мы не взяли лицензию, то его финансирование минимально. Однако стараемся, чтобы наш первый номер Сергей Комиссаров ездил на крупные соревнования. Возили его, в частности, в Рио-де-Жанейро на тест-регату – все-таки надеемся, что он сможет получить олимпийскую путевку. Хотя участие в регатах – это не главное в подготовке. На соревнованиях спортсмен не может расслабиться, отработать тот или иной элемент, то или иное действие, он постоянно в напряжении. Основа – тренировки.

- Какие у вас отношения с виндсерферами?

- Очень хорошие. Их у нас ведет Кирилл Епифанов. Они всегда утверждают у нас программу, по которой работают. И никогда не отступают от нее.

- Класс 49-й?

- Это класс будущего. Большинство других после Олимпийских игр в Токио-2020, скорее всего, перестанут существовать как олимпийские. Но развитие класса – это дела федерации. Мы же отвечаем за результат. Пока его здесь у нас нет. Но мы провели в этом классе три сбора, в ноябре планируется еще один. С молодыми ребятами этого класса в сборной работает Юрий Коновалов. С женскими экипажами, увы, пока почти ничего не получается.

- С конкурентами во время соревнований общаетесь? Подсматриваете их секреты?

- Конечно. Завидуем. Они и больше спортсменов привозят, и обеспечение у них другое.

Вот мы сейчас занимаемся покупкой двух катеров, и всего у нас их будет теперь восемь. То есть у каждого класса будет катер и прицеп, и у всех тренеров будет возможность выезжать с ними на соревнования. У ведущих же зарубежных сборных все это уже есть давно, ну и матчасть соответствующая.

- На какие сборные ориентируетесь?

- Не ориентируемся – смотрим, пытаемся подражать. Достаточно плотно на предолимпийской регате пообщались с французами. Они нам помогли даже арендовать лодки.

- Вы говорите по-английски?

- Нет, но у нас был человек, который в совершенстве владеет английским, и он нам переводил.

- Стоит приглашать иностранных специалистов в российский парус?

- Было бы хорошо, чтобы у нас в некоторых классах работали иностранцы. Да и на месте главного тренера – вполне. У них другое отношение к делу, много накопленной информации. Правда, сейчас развелось немало шарлатанов. Обещают много, а результата дать не могут. Лучшие специалисты уже разобраны по ведущим сборным. Очень многое зависит, опять же, от финансирования. Иностранцу нужна соответствующая зарплата. Опять же, если запланированный сбор не состоялся из-за отсутствия денег – как зарубежный тренер к этому отнесется? У нас сейчас раза в четыре-пять меньше средств, чем надо только на участие в соревнованиях. Я уже не говорю про обеспечение машинами, матчастью…

- То есть ваша работа скорее не тренерская, а административная?

- Да, мне приходится ходить по инстанциям в минспорте и ОКР, убеждать всех, что нам нужно такое-то финансирование, потом оно утверждается или не утверждается… На тренерскую работу времени остается мало, приходится тратить личное. Я же сам - тренер, а не администратор. Мне хочется заниматься практической работой, делиться опытом. Ну и еще: у нас в России главный тренер практически в любом виде спорта – тряпка для битья. Спасибо президенту нашей федерации, который мне помогает и ограждает меня от нападок. Добавлю также, что организовать работу так, как я бы хотел, как это делается в других сборных, у меня нет возможности. И это сильно напрягает.

- Ваш любимый класс?

- Сам я гонялся в молодости на яхтах классов 470, Финне и Звездный, но тренирую в классе Лазер. В Ростове-на-Дону, где я долго работал, развивался, в основном, этот недорогой класс.

- Оцените шансы сборной России на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро и Токио.

- Давайте начнем с Токио. Если не изменится отношение к финансированию сборной и отношение спортсменов к работе, то ничего хорошего там ждать нечего. Старшее поколение в нашей команде выросло в начале 90-х. Вы помните, что тогда творилось, все решали деньги. Это проецируется сейчас на отношение к спорту. Дайте денег - мы все остальное сделаем сами. Такого понятия, как любимое дело для них не существует. Но вы же, говорю, пришли в парус не для того, чтобы зарабатывать на жизнь, а потому, что вам нравится ходить на яхте, быть первым. Да, вас лишили стипендии, но есть региональное финансирование, есть возможность тренироваться. Почему не тренируетесь?

Дома почти никто из членов нынешней сборной не работает. Возьмите нас на сбор, желательно за рубежом, привезите матчасть, обеспечьте условия, тогда будем работать. Я, правда, с радостью вижу, что у нас в сборной появилась молодежь с другим мышлением. Они долго занимались на деньги родителей, которые требовали от них серьезного отношения к делу. Их можно успеть подготовить к Играм в Японии. Сейчас перед Олимпийскими играми в Рио нет смысла что-то кардинально менять в подготовке, но после нее федерация, наверняка, пересмотрит что-то в работе сборной. Что касается ближайших Игр, то если все хорошо сложится у Елфутиной, она может быть в призах. Ее результаты в последнее время улучшаются. Но подчеркну - если она не потеряет тот настрой, то отношение к делу, которое у нее есть сейчас. Мы стараемся этот настрой не портить и всячески поддерживаем и ее, и ее тренера. Ребята, выступающее в классе 470, шагнули вперед, они тоже могут выступить неплохо. Ну и определенные надежды есть на финнистов. Опять же - при условии, что они будут придерживаться того курса, который взяли. А вообще в 90 процентов случаев на Играх выигрывают те, кто до этого на крупных соревнованиях ни разу не был в пятерке сильнейших… Есть еще та же Алиса Кирилюк. Очень надеюсь, что она все же шагнет вперед. Алиса работает сейчас с психологом, и мне хотелось бы, чтобы это ей помогло.

 

Алексей Жук

Yacht Russia

 

 

Видеоканал

Thumb wide rea 5768 cr

«Кубок 100 миль». Гонка отметила 170-летие!

По предварительным результатам победы зачетных группах одержали яхты «Лена», «Леди А» и «Квартет».

Thumb 001

Программа «Парусный спорт». Май-2022

Представляем авторскую программу PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, выходящую на телеканале «Матч! Страна».

Thumb tenzor int cup 2

Tenzor International Cup 2022. Десять гонок со стабильным ветром!

3 июня на акватории Пестовского водохранилища прошел первый гоночный день всероссийской серии парусных регат. На первый этап заявилось 19 команд, собравших в свои экипажи сильнейших яхтсменов.