Yacht Russia продолжает публикацию серии интервью с ведущими тренерами и спортсменами сборной России по парусному спорту.
Нынешний собеседник - первый номер национальной команды в классе Финн Егор Терпигорев.
В ноябре нашим финнистам предстоит отбор на Олимпийские игры.
- С чего начался для вас нынешний сезон? С обычного сбора?
- Скорее необычного. В декабре прошлого года я попал в профессиональную команду «Фантастика», которую, как вы, наверно, знаете, поддерживает итальянец Ланфранко Чирилло, и с ней начал готовиться к сезону. Это команда сейчас оказывает мне просто неоценимую поддержку. В частности, полностью финансирует мою подготовку. Но при этом не могу не добавить, что получаю помощь и от школы ЦСП «Хлебниково», федерации и ОКР.
- А как вы попали в «Фантастику»?
- Ее тренеры Владимир Крутских и Юрий Токовой следили за моими выступлениями на прошлогоднем чемпионате мира в Сантандере, ну и, наверно, решили, что со мной можно работать. Я был очень рад их предложению и сейчас счастлив, что готовлюсь в этой команде. Мы работаем так, как нужно работать: матчасть на высоком уровне, информационная поддержка – тоже. Все делается очень целенаправленно.
- Но эта работа не сразу дала плоды?
- Да, на регатах в Пальма-де-Мальорке и в Йере мы выступили, мягко говоря, неудачно. Но затем на чемпионате Европы в Хорватии отгонялись, я считаю, очень хорошо. Заняли с Аркадием Кистановым 5-е и 6-е места. Давно уже у российских финнистов на крупных регатах не было таких результатов.
- После чемпионата Европы как готовились?
- Сразу началась подготовка к чемпионату мира, который пройдет в ноябре в Новой Зеландии, были только сборы. Мы ходили и занимались на озере Гарда в Италии.
- А тест-регата в Рио-де-Жанейро?
- Да, я ездил туда, но, к сожалению, в Бразилию отправили абсолютно негоночную матчасть, она у нас даже не вторая, а третья. Я гонялся, например, с мачтой, с которой до этого ни разу не выходил на воду. Плюс, туда прислали новый парус, который мы совсем не знали. Абсолютно новая модель, новозеландская.
- А почему не послали основную матчасть?
- Ну, что-то мы должны были оставить в Европе, чтобы затем продолжить нормальную подготовку, а что-то нужно было отправлять уже в Новую Зеландию. Чемпионат мира, где будут разыгрываться олимпийские лицензии, конечно, важнее для нас, чем тест-регата. Она была пробой. Главной задачей было изучить акваторию, посмотреть, что за мачта у нас в запасе, что это за новые паруса. Несмотря на это, попасть в Рио-де-Жанейро в десятку было мне по силам, но один из дней получился провальным – финишировал несколько раз далеко за десяткой, и этот день меня выбил из колеи.
- И что же случилось в этот день?
- Нас «выгнали» гоняться из бухты Гуанабара в океан, а там были большие волны. На гребне можно было идти с большой скорости, но между волнами ветра почти не было – словно в яму проваливаешься. В этот момент очень важно, чтобы вся матчасть у тебя работала как часы. Словом, условия были очень необычными и бороться с соперниками, которые шли с «топовой» матчастью, было очень сложно. Хотя перед этим днем были и первые приходы, и выходы в лидерах на первую марку.
- Олимпийская акватория вам не понравилась?
- Наоборот, понравилась. Там у меня, если брать в целом, все получалось. К тому же она очень интересная – много разных течений.
- Довольны, как проходит подготовка к чемпионату мира?
- Думаю, мы нашли хорошие скорости. Уже есть понимание, какую я буду использовать мачту, какой парус. Остается подготовить себя в физическом и психологическом плане.
- С физикой понятно, а как будете готовиться в психологическом плане?
- Есть пособия, книги по психологической подготовке яхтсмена, и я их изучаю. Анализирую свои ошибки. С нами также работает психолог из Хорватии – Ива, фамилию ни запомнить, ни выговорить невозможно – очень непростая.
- На каком языке общаетесь?
- На английском, но сложных бесед мы не ведем, если вы это имеете в виду, она дает кое-какие установки, скорее азы.
- Психологическая подготовка важна для яхтсмена?
- Конечно. На том уровне, на котором я выступаю, она, наверно, имеет решающее значение. Все сильны, все хорошо подготовлены тактически, у всех хорошая матчасть... Мы по скорости уже никому не уступам, в любую погоду можем бороться с лидерами. А психология иногда не позволяет, например, хорошо взять старт. Понимаешь, что рядом с тобой лидеры, волнуешь, начинаешь готовиться к тому, что они тебя «выкрутят»… Словом, есть над чем работать.
- Как складывается обычно ваш день на сборе?
- Зарядку я игнорирую. Уже из опыта знаю, что она мне на пользу не идет. Встаю в 8.30, затем завтрак, час отдыха, потом велосипед, гребной тренажер, бег или еще что-нибудь. После этого небольшой отдых, обед, и где-то часа в два – на воду. На ней проводим порядка трех часов, потом опять велосипед, зал, иногда небольшой кросс.
- Сколько яхтсменов тренируется в «Фантастике»?
- Сейчас пятеро: хорват (Иван Клякович Гаспич. – Прим. ВФПС), второй номер мирового рейтинга, итальянец (Микеле Паолетти. - Прим. ВФПС), тоже высокое место занимает в нем, и трое россиян – я, Аркадий Кистанов и Анатолий Коршиков.
- В ней тренируются только финнисты?
- Да. Был раньше экипаж класса Накрa 17, но он не отобрался на Олимпийские игры и ушел.
- Как оцениваете свои шансы получить лицензию?
- За путевки будет реально бороться 12-14 человек, и у всех примерно равные шансы. Многое будет зависеть от погоды. Я люблю сильные ветра. Будут сильные ветра, буду себя уверенно чувствовать. Будут слабые, придется побольше думать над тем, как вести борьбу. А вообще я чувствую себя замечательно. Подготовку мы прошли хорошую. Все отлично.
- Я знаю, что до того, как попасть в «Фантастику», вы тренировались в группе известного российского яхтсмена Олега Хоперского.
- Да, и это многое мне дало. Мы с Олегом Николаевичем очень плодотворно сотрудничали. В основном работали в португальском Кашкайше, сидели на воде по 5-6 часов… Очень часто выезжали на соревнования, в основном, международные. Сам Олег Николаевич очень позитивный человек, но, к сожалению, наше сотрудничество с ними прекратилось.
- Если вы получите в Новой Зеландии лицензию, то потом вам предстоит проходить еще и внутренний отбор…
- Таковы правила. Но если пройду и его, то будут ставить на Рио высокие цели - медаль. Может, я и переоцениваю свои силы, но с другой стороны – а почему нет? Надо ставить высокие цели. Повторюсь, мне понравилось гоняться в Рио, вполне подходящая для меня акватория.
- Какие у вас отношения с коллегами-конкурентами по сборной?
- Все в порядке. На воде мы враги, что скрывать. Но мы же – дипломаты. К тому же - большие люди, все по сто килограммов весим. Находим общий язык.
- Как вам помогает руководство сборной, федерации?
- Вывозит на соревнования. В ту же Бразилию, например. Там, кстати, ОКР проводил медобследование всех яхтсменов. Нас наблюдали 6 или 7 специалистов, в том числе тот же психолог. Результатов этого обследования мы пока не видели, но надеюсь, скоро получим полезные рекомендации.
- Но в тренировочном процессе они не участвуют?
- В сборной за наш класс отвечает Владимир Крутских. Он и осуществляет связь между федерацией, сборной и владельцем нашей команды.
- Стипендию от минспорта получаете?
- Да, у нас же олимпийский отбор впереди. Не пройдем, тогда, наверно, снимут с нее. Но о таких моментах сейчас я не думаю.
- Кто главные претенденты на олимпийское золото в вашем классе?
- Британец Скотт Джайлс, новозеландец Джош Джуниор и хорват Иван Клякович Гаспич. Они реально сильны. И в чем я им уступаю, пока понять не могу. Скорости вроде одинаковые. Много раз наблюдал, как ведет гонку Джайлс - ну все у него, как по шаблону. И старт всегда четкий и огибание на фордевинд безупречное... Фордевинды – это вообще его конек. Он очень хорошо знает, под каким углом поставить лодку, в какой момент подработать парусом, в какой увалиться или привестись… Я хотел бы поснимать его фордевинды со стороны, чтобы разобраться, но это запрещено.
- А сколько человек в классе Финн борются на крупных регатах за призовые места?
- Где-то пятнадцать. И нам уже давно пора попасть в эту пятнашку.
- Дальние планы какие-то есть?
- Пока нет. Все решат Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Было бы хорошо, конечно, подольше остаться в парусе. Но тут трудно загадывать. А так я закончил институт физкультуры, я тренер по гребному и парусному спорту. По весне хочу поступить в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Плюс у моего отца в Ярославле, откуда я родом, есть яхт-клуб, его надо раскручивать, развивать. В крайнем случаюсь, займусь этим.
- Говорят, Финн - это неперспективный класс. Долго как олимпийский не просуществует. Согласны?
- Нет. В олимпийской парусной программе и так почти не осталось классов для больших яхтсменов. Зачем еще и Финн убирать? В нее вполне могут еще и Звездный вернуть. В нем сейчас собралась хорошая компания, работает мощная ассоциация, организована лига. Наш хорват, кстати, ездил на ее последний этап и занял четвертое место, хотя там первая двадцатка, что называется, абсолютно непробиваемая.
- На других яхтах ходите?
- Нет, сейчас только на Финне. Предложения поступают, но времени совершенно нет. А до этого участвовал в регатах класса RC44, был гриндером в молодежной команде Газпрома, гонялся также на J/80, Melges24, «Бавариях».
Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».
Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.