26.10.2016

Владивостокские яхтсмены подняли сломанную во время шторма мачту с 65-метровой глубины

 

В Приморском крае экипаж яхты «Викинг» (свыше 42 футов) поднял с 65-метровой глубины мачту, которая была сломана и утеряна во время шторма у острова Аскольд. Работы по поиску и подъему вооружения стали уникальными, до этого подобные попытки не предпринимались.

5 сентября этого года, во время прохождения ночной гонки всероссийской регаты «Кубок залива Петра Великого - чемпионат России в классе Конрад 25Р» на яхте «Викинг» сломалась мачта. В ту ночь шел ливень и дул штормовой ветер. У мыса Елагина пришло резкое усиление ветра до 13 м/с. Тогда паруса не выдержали нагрузки и 18-метровая мачта сломалась. В ту ночь экипаж, в который входило 10 опытных яхтсменов, не стал спасать мачту, заботясь о том, чтобы инцидент не обернулся более серьезными последствиями.

 

 

Капитан «Викинга» Павел Васильченко рассказал, почему экипаж решил поднять мачту со дна и как происходил подъем:

- Главной нашей целью было увеличить шансы на полное восстановление яхты и приведение ее в полное гоночное состояние. Стоимость самой мачты составляет не так много, как всё то, что на неё навешано. Например, хлыст мачты стоит порядка 15 тысяч долларов. Два паруса, которые были на ней, стоят не меньше. Обтекатель, закрутка для стакселя, подъемные механизмы по гроте также обошлись в немалые деньги. В общей сложности на мачте было закреплено оборудования на сумму, в два раза превышающую стоимость ее самой. Поэтому мы и решили попытаться эту мачту найти и поднять.

Определить ее местонахождение нам помогли работники ДВФУ. В университете работают гидрографы-профессионалы. У них имеется гидролокатор бокового обзора. Они провели обследование того участка, который мы им указали. Мы ориентировались на треки нашего движения, которые фиксировали наш путь во время гонки.

Дней пять заняла обработка данных. Специалисты представили нам семь снимков, один из который сочли больше всего похожим на то, что мы искали. Кроме того, было еще два снимка отдельно лежащих неизвестных объектов, которые примерно соответствовали мачте по размеру. Тот вариант, который гидрографы считали наиболее вероятным, честно говоря, не внушал уверенности, поскольку его длина была порядка 50 метров. Однако, мы решили начать поиски именно с этого него.

После того как были представлены координаты, мы начали заниматься подбором людей, которые помогут нам поднять и транспортировать мачту.

Стоит отметить, что на следующий день после утери мачты мы совместно с президентом Федерации парусного спорта Приморского края Михаилом Ермаковым пытались найти водолазов. Ответ дайверов был неутешительным: их работы на 65-метровой глубине обошлись бы дороже, чем стоимость искомого. Поэтому мы стали искать судно со специальным оборудованием – кошкой, которая применяется при ловле краба и осьминога, чтобы протралить дно в этом месте. Людей, которые могли нам его предоставить, мы нашли в Подъяпольске. У них был небольшой катер, но на нем имелось все необходимое для подъема.

 

 

Первая попытка не удалась. Целый день мы тралили предполагаемое место. Кошка цепляла старые кабели, брошенные порядки… Все это затрудняло и тормозило работы. Сама кошка уникальная, самодельная, сделанная из якорь-цепи, звенья распиленной цепи приварены как крючки и заточены. Тяжелая, поднять ее можно только вдвоем. В процессе мы ее еще больше утяжелили, но это не помогло: мачту в первый день так и не нашли.

Стали снова анализировать представленные снимки. Решили тралить место, где лежал объект длиной 17 метров и шириной 6 метров. Получалось, что в первый день мы искали не там. Решили усовершенствовать кошку, добавить к ней что-то вроде плуга, который бы зарывался в дно, и вышли на поиски во второй раз. На борту нас было четверо. Мы протралили два места, где располагались объекты, о которых нам говорили исследования гидрографов, но безрезультатно.

Хозяин катера предложил еще раз пройти по старому месту.  Именно этим плугом мы зацепили-таки мачту, и очень удачно: за две ванты, в самом крепком месте, между первой и второй краспицей. Начали поднимать. Когда я с борта увидел, что поднимается из воды что-то огромное, я был ошеломлен. Капитан судна сказал, что мы счастливчики.

Подъем тоже был хлопотным. Когда вытащили матчасть из воды, мачта встала вертикально. Подняли до уровня борта. Когда верх мачты поравнялся с бортом, мы попытались отцепить форштаг, чтобы убрать его вместе со стакселем, потому что иначе работать дальше было невозможно. У нас ничего не получилось. Пришлось завести генератор, благо он был на катере, включили «турбинку» и форштаг отпилили. Зацепили низ мачты за лебедку, закрепили и попытались сбросить кошку. Эта процедура заняла много времени. Затем мачту начали приподнимать. Подняли до рамы катера, мачта в эту раму упёрлась, и мы ничего не могли с ней сделать. Пытались тащить лебедкой, но она отключалась. Тогда мы отцепили и убрали в трюм грот. Наш член экипажа нырял, чтобы зацепить мачту и поднять ее за нижние краспицы, чтобы она не цеплялась за руль. Но у нас снова ничего не получалось.

Начинало темнеть, потому хозяин катера принял решение уйти в бухту Наездник и бросить мачту с буем на мелководье, а потом, как позволит погода, прийти и поднять ее. Когда дали ход, мачта наклонилась и в это время мы смогли-таки затащить ее на борт. А вес ее составлял порядка 500 килограммов. На кормовой палубе она не уместилась, пришлось положить наискосок... Позже мы транспортировали ее во Владивосток.

Сейчас наша задача - оценить состояние мачты и понять, подлежит ли она ремонту. В городе Большой Камень мы нашли человека, у которого есть опыт восстановления сломанных мачт. Если все-таки ремонту она не подлежит, придется заказывать новую… Тем не менее, мы рады и тому, что спасли два паруса и оборудование. Надеемся, что к следующему парусному сезону будем готовы снова участвовать в соревнованиях. 

 

пресс-центр
яхт-клуба «Семь Футов»

 

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.