18.11.2016

Леонид Алтухов: «Надеюсь, «Регатаскоп» поможет продвинуть парусный спорт хотя бы на полшага вперед»

Barracuda News

 

Леонид Алтухов – известный в мире специалист в области разработки программного обеспечения и IT-технологий. Человек, который не один десяток лет отдал этой теме и работе на высоких постах в крупнейших международных компаниях.

Он же – преданный поклонник паруса, готовый не только посвятить время своему хобби, но и отдать много сил созданию нового программного продукта весьма полезного яхтсменам – от профессионалов до любителей.

Это история о том, как бизнес и хобби слились воедино, и что из этого вышло, рассказанная самим Леонидом Алтуховым.

 

IT

- Всю жизнь я занимался информационными технологиями. Порядка 20 лет проработал в IBM, был вице-президентом этой компании. В какой-то момент понял, что не всё меня в работе в большой корпорации устраивает, и решил сделать что-то самостоятельно. Так началась история российской группы компаний «Интерпроком», которая занимается разработкой программного обеспечения и нацелена на автоматизацию бизнеса. Если вспомнить СССР, то были так называемые отделы АСУ, по сути они остались - их только теперь называют IT. Идея с трекером для интернет-трансляций парусных гонок родилась на стыке двух сторон моей жизни - информационных технологий и парусного спорта.

Всем нам, участникам соревнований, очень хочется видеть, как гоняются соперники-товарищи на других регатах, хочется обсудить то, кто какой маневр сделал, кто был прав, кто неправ. «Как обгонял, как подрезал» (смеется)…

На самом деле, программный продукт (информационно-аналитическая система «Регатаскоп»), который мы сейчас делаем - проект года на два. И собственно трекер - это только часть того, что он будет в себя включать. Через некоторое время он сможет стать своего рода социальной сетью для яхтсменов - как профессионалов, так и непрофессионалов. Одна из еще не раскрытых в рамках продукта тем - возможность обмена мнениями по поводу какого-либо яхтенного события, то есть обсуждение того, как развивалась гонка. Мы создаем не просто трекер, а «площадку» для общения.

Почему после гоночного дня участники регаты, как правило, собираются вместе? Потому что им хочется обсудить прошедшие старты. А есть ведь еще люди, которые не присутствуют на регате, но интересуется ходом гонок, могут и хотят выразить свое мнение.

Считаю, что в будущем нашу информационно-аналитическую систему можно будет использовать и как инструмент приобщения к парусному спорту тех, кто им еще не занимается.

 

 

ПАРУС

- Очевидно, все нюансы паруса для вас не секрет. Как вы сами пришли в этот спорт?

- Так случилось, что заниматься парусным спортом я начал в зрелом возрасте, тогда, когда уже не сядешь на Оптимист (улыбается)… Просто друзья как-то спросили: «А почему ты не занимаешься парусом?» И я задумался, а действительно, почему? Наверное, потому, что в то время, когда рос, а все-таки молодым я был еще во времена Советского Союза, парус не был, скажем так, всенародно доступен. То есть он был доступен для людей, которые жили на морском побережье или в местах, где есть «большая» вода.

Короче, в какой-то момент я просто созрел и пошел в парус. Стартовал, наверное, не с самого правильного класса для начинающих – класса Дракон. Почему неправильного? Хотя парусный спорт и называют шахматами на воде, поскольку здесь необходимо активно подключать к работе мозг, в нем многое основано и на чувствах: чтобы делать все правильно, ты должен чувствовать воду, волну, ветер. Как говорят – задницей чувствовать. А Дракон, как утверждает один знакомый спортсмен - это в каком-то смысле «кусок причала». На нем сидишь, как на перине, и надо быть принцессой, чтобы почувствовать горошину. А не все являются принцессами... Двухтонная лодка Дракон не дает новичку понять динамику, почувствовать реальную связь с волной, водой. И я пересел на Лазер. Эта лодка приближена к воде максимально! Чуть что-то сделаешь неправильно, сразу переворачиваешься. Это очень быстро учит! Переворачиваться-то не хочется.

Дальше был класс SB20. Мне очень повезло, что удалось пригласить к себе в команду таких мастеров, как Руслана Таран и Игорь Матвиенко. Мы целый год ходили вместе: была большая программа, готовились к чемпионату мира, провели очень много тренировок. На этой лодке я прочувствовал и воду, и работу в команде.

В последнее года полтора хожу на Melges20. В этом классе уже гонялась компания моих друзей, которые и рассказали, что этот класс - правильный. Сейчас сам вижу, Melges20 – отличный класс. С одной стороны, эта яхта по своей требовательности наиболее приближена к олимпийских классам, с другой, она позволяет непрофессионалам достойно выступать и ощущать себя спортсменом.

- Сколько лет уже продолжается ваша парусная эпопея?

- 12 лет.

- Это срок…

- На уровне спортсмена-любителя я уже довольно много знаю и умею. Считаю, что рос, как яхтсмен, в существенной степени благодаря тому, что все время работал в команде со спортсменами-профессионалами. Когда ты ребенок, то учишься на инстинктах. Взрослый вынужден учиться по-другому – умом. Почему важна хорошая команда, хороший тренер? Они позволяют быстро понять, как ты должен ходить на лодке. Это ведь отдельная наука – движение яхтсмена. Ведь если ты рулевой - это не значит, что ты сидишь как мешок с картошкой! (смеется)

 

 

ТРЕКЕР

- 12 лет я занимаюсь парусным спортом и порядка десяти являюсь членом попечительского совета Всероссийской федерации парусного спорта. Какие-то деньги мы тратим на тренеров, на матчасть для молодых спортсменов и так далее, но мысли о том, что надо еще и воздействовать на умы с точки зрения популяризации спорта, не оставляли.

Чтобы вид спорта стал популярным, он в первую очередь должен стать понятным. Возьмем суперпопулярную «Формулу-1»: если ты не понимаешь, что происходит на трассе, смотреть гонку крайне неинтересно. Нужны «правильный» комментатор и «правильный» показ.

Так и в парусном спорте. Многие мои друзья, даже приезжая на регаты, говорят: «Совершенно непонятно, что вы там делаете!» Надо показать зрителям понятную картину происходящего. А ведь парус - это потрясающая вещь! Он дает фантастическую возможность ощутить себя частью команды, единым организмом с лодкой, с морем, с ветром. И даже с соперниками, которые окружают тебя на воде!

В нынешнем году мы обкатали «Регатаскоп» на Национальной парусной Лиге, российских регатах класса Open800, чемпионате России в олимпийских классах, международных регатах класса Melges20, чемпионате мира в классе Melges20. Собственно, одним из стимулов его появления стала потребность российской федерации в освещении Лиги. Мы разговаривали с президентом ВФПС Владимиром Силкиным по поводу уже существующих продуктов. Он сказал: «Давай подумаем, может быть на рынке есть какие-то инструменты, которые мы можем взять?» Я ответил: «Не надо брать, мы сделаем продукт лучше, чем есть на рынке».

- Сделать это весьма непросто, поскольку есть Trac Trac, Virtual Eye, отличный и мощный трекер SAP, которым пользуются организаторы популярнейшей международной Extreme Sailing Series.

- Непросто. Я знаю продукт SAP, знаю одного из основателей компании Хассо Платтнера. Собственно, Хассо – сам яхтсмен, поэтому и появился трекер SAP. Продукт очень хороший, но есть одна большая проблема – он не для массового использования. Неделя использования SAP - аренда оборудования и программное обеспечение - стоит 100 тысяч евро. Очень мало в мире парусных регат организаторы которых могут позволить себе потратить такую сумму на трекер… Я сказал Хассо: «Сделаю продукт по функционалу такой, как у тебя, но на порядок дешевле».

Trac Trac – вещь хорошая, но он сделан не под парусный спорт, это некий универсальный трекер.

То, что делаем мы - это специализированный продукт для парусного спорта и для людей, понимающих этот вид спорта. В нем будут появляться новые опции, такие как обмен мнениями и даже разбор ситуаций с привлечением правил парусного спорта. Если честно, если бы уже было программное обеспечение такой направленности, мы бы не стали начинать разрабатывать свое, но ни один из представленных сейчас в мире трекеров не отвечает на вопросы, которыми задаются яхтсмены.

Наиболее близким к идеалу для просмотра и яхтсменами, и любителями парусного спорта, является Кубок «Америки», но эта система стоит совершенно сумасшедших денег. Там несколько вертолетов висят в воздухе, там бригада видеооператоров, там в ручном режиме рисуются лейлайн и треки яхт. Для всего этого необходимы колоссальные затраты, но хочется-то, чтобы продукт был массовым…

 

 

- Хороший, функциональный, доступный для регат практически любого уровня?

- Да. Тогда он будет способствовать популяризации парусного спорта. Ведь сейчас большинства регат, как в России, так и в мире, никто не видит.

- Сколько времени прошло между рождением идеи и первым реализованным вариантом программы?

- Четыре месяца. И с тех пор, все лето и осень 2016 года информационно-аналитическая система «Регатаскоп» «обкатывалась» - изменялся дизайн, возникали новые опции. Параллельно с построением скелета нашей системы, мы тестировали все идеи на профессиональных спортсменах, на любителях парусного спорта. Благодаря им продукт и сформировался. Я очень благодарен всем своим друзьям, знакомым, всем тем, кто наблюдал за трекером все это время – их отклики очень помогали.

- Вашим ресурсом уже пользуется большое количество людей, а будет еще большее. Приятно создавать такие нужные вещи?

- Конечно! Мне в жизни, в текущем момент, интересны информационные технологии и парусный спорт, а в «Регатаскопе» они соединяются. Я вкладываю в это дело часть своей души. И искренне надеюсь, что помимо очевидной полезности для всех, он поможет популяризировать наш любимый вид спорта. Продвинуть его хотя бы на полшага вперед.

 

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.