29.11.2016

Владимир Силкин: «Если занимаешься правильным делом и бьешь в одну точку, в итоге все сработает»

                                       

Президент Всероссийской федерации о вопросах членства в федерации и жизни регионов.

 

Соединить параллельные миры (о членстве в ВФПС)


- Есть несколько формальных цифр. Во-первых, по данным зарубежных чартерных агентств за 2012-2013 годы лодки в чартер брали порядка 200 тысяч россиян. Во-вторых, по данным, например, поисковой системы Яндекс, в июле 2015 года количество обращений к слову «парус» в русскоязычном интернете составило свыше 2 миллионов человек. С другой стороны, физических лиц, вступивших в члены ВФПС через региональные аккредитованные федерации, насчитывается порядка 2 тысяч, всего же в региональных федерациях состоит в членах более 5 тысяч человек. Как видим, цифры эти различаются на порядки…
Тому есть несколько причин. Существуют как бы параллельные миры. Есть люди, которые гоняются на чартерном флоте за рубежом, люди, которые гоняются в яхт-клубах Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, и еще на многих других акваториях России, и которые, определенно, любят парус. Проблема в том, что многие из них не знают, для чего существует и существует ли вообще Всероссийская федерация парусного спорта и региональные федерации.
А Всероссийская федерация живет, выполняет большое количество задач, главная из которых – популяризация парусного спорта. В это понятие, в том числе, входит, обеспечение работы основной и молодежной сборных, составление календаря ВФПС (более 150 соревнований в год), изменение законодательства и многое другое. Это тот мир, который и включает в себя те самые несколько тысяч человек.
Почему так? Потому что регулярно выступающих в соревнованиях календаря ВФПС, действительно, всего несколько тысяч, но это отнюдь не все люди, которые имеют отношение к парусному спорту вообще.
А вот, например, в федерации парусного спорта Франции несколько сотен тысяч членов. У нас члены Федерации платят членские взносы в размере 1 тысяча рублей, а во Франции бюджет федерации в сотню раз больше, несколько собственных яхт-клубов и т.д.


- Почему в мире люди, так или иначе занимающиеся парусным спортом, считают необходимым стать членами федерации, а в России нет?
- Я обсуждал эту тему с президентом французской федерации Жаном-Пьером Шампьоном. Он говорит, что все просто: федерация является обладательницей лицензии на правила парусных гонок (ВФПС, как аккредитованная в Международной федерации, имеет эту лицензию для России). Все, кто гоняется, соревнуется и организует соревнования, пользуются правилами, а значит, обязаны быть членами федерации. И ни у кого за границей нет даже мысли о том, что можно гоняться и проводить парусные гонки, не будучи членом национальной федерации. Это невозможно!
Попробуйте перенести это на Россию и сказать, что все, кто гоняется, обязаны быть членами ВФПС… У наших людей совершено другой менталитет. Да, ВФПС является обладательницей лицензии на использование правил парусных гонок на территории России и все, кто занимаются парусным спортом обязаны быть ее членами. Но у нас это не работает… В силу разных причин.


- Это сродни пиратскому скачиванию музыки?
- Наверно, но у нас же сразу отвечают: «Если я играю в футбол во дворе, то не должен вступать в РФС!» Поэтому вступают в федерацию лишь те, кому нужно получать звания, спортсмены молодежного уровня, олимпийского уровня. Эти люди понимают, что без членства все это сделать невозможно.
В итоге получается так: люди любят парус, но не понимают, почему они должны платить за это, ведь, в принципе, всё, что необходимо для того, чтобы гоняться, можно сделать и не будучи членом федерации.
Хотя люди прекрасно понимают, что надо платить, когда становишься членом ассоциаций классов, и чтобы получить стоянку в яхт-клубах…
Единственное, что может как-то сработать в России - это желание людей примкнуть к парусному сообществу страны, стать его членом, что означает - ты разделяешь ценности парусного спорта. Однако, пробиться к сердцу и к душам людей чрезвычайно сложно, и на это нужны годы.


- То есть ВФПС, имея в руках такой же инструмент и такие же юридические права, как, скажем, национальная федерация Франции, должна искать какие-то иные пути для привлечения людей. Вот Шампьон бы удивился!
- В итоге французской федерации бюджет позволяет строить свои базы, полноценно готовить олимпийскую и молодежную сборные команды, а что мы можем предложить на 3 миллиона рублей членских взносов в год?
В нашей стране этот вопрос не решится разом - обяжем, и всё. Нужно рассказывать, объяснять, пробовать, находить различные инструменты, чтобы людям хотелось примкнуть к яхтенному сообществу. Поэтому мы думаем о создании специализированной парусной социальной сети, пытаемся максимально развивать на сайте ВФПС сервисы для яхтсменов, чтобы любой человек, даже абсолютный новичок, мог найти школу и место, где гоняться.
Если говорить о сайте, то до 2013 года количество уникальных пользователей у него было 2,5 тысячи в месяц. Это именно те, кто профессионально связан с парусом. Мы решили, что нам важно привлечь людей через сайт. Сейчас число уникальных пользователей в месяц поднялось до 14 тысяч. То есть некий сдвиг есть. Но тех, кто интересуется регламентными документами и тому подобным по-прежнему 2,5 тысячи человек…
Главная задача ВФПС – популяризация парусного спорта. Иметь 100 тысяч членов - это цель, но не главная цель. Главная – чтобы были миллионы (условная цифра!), которые ходят под парусом. И уже из них вычленится большая группа, готовая присоединиться к федерации. Это работа не нескольких лет.
На самом деле, надо соединить два мира: мир федераций (региональных и федеральной) и мир паруса, который гораздо больше.
Фактически, наша задача - рассказать миллионам людей, что парус - это прекрасно. И рассказать так, чтобы они пришли в спорт. Этой задаче, в том числе, подчинен и проект Национальной парусной Лиги с его большой отдачей в прессе и на телевидении. На эту же цель работают и высокие результаты наших спортсменов. Скажем, олимпийская медаль Стефании Елфутиной.
Только такая странная вещь: среди части людей близких к парусу бытует мнение, что Елфутина так хорошо выступила в Рио потому, что федерация не занимается олимпизмом. На самом деле, только федерация этим и занимается! От начала до конца. От организации сборной, до результата. А если говорить о Стефании, то это финансирование всего – оборудования, логистики, тренировочного процесса, медицины. А некоторым все кажется, что мы только пришли ее поздравить с медалью. Поразительно…


- Кстати, а как расценить достижение Елфутиной? Ее медаль - это заслуга работы ВФПС или талант спортсменки?
- Во-первых, это, безусловно, заслуга Стефании. Она – самородок, трудолюбивая и умная девушка. Без этого ничего бы не получилось. И это заслуга ее тренера Виктора Айвазьяна. Но я хочу подчеркнуть, что федерация поступила абсолютно правильно, когда приняла решение все деньги - федерации, министерства, ОКР, спонсоров, - направить на классы, получившие олимпийские лицензии. Никто не знает скольких нервов прошедший олимпийский цикл стоил команде, тренерам, федерации. Были разумеется и проблемы, но, если бы мы не бросили все ресурсы на подготовку к Олимпийским играм, ничего бы в Рио не получилось, потому что не было бы должного уровня подготовки.

 

Парусный спорт в регионах жив


- В любом деле главное - идея, затем - человек, затем - деньги. Если есть деньги, но нет человека и идеи, ничего не будет толкового.
Проецируя на парусный спорт: самое главное – человек, который любит парус, который хочет его развивать и у которого есть на то возможности. Но если нет человека, который любит и хочет, ничего не получится…
А работа президента региональной федерации очень сложная – денег нет, также, как и у всероссийской, а задач и проблем много.
В регионах огромное количество энтузиастов, у которых хватает сил и энергии на многое годы. Но это тяжело. Ты можешь достать деньги из собственного кармана один-два-три-четыре раза, но это не может происходить бесконечно.
Кто-то сумел объединить сторонников. Пример - северо-запад России: Сергей Павлович Алексеев, Владимир Любомиров, другие. И парусный спорт в регионе развивается на глазах. Благодаря связке яхт-клубов и региональной федерации, то, что было в Питере пять лет назад, и то, что есть сейчас - небо и земля. Это настоящая парусная революция в регионе!
Или Владивосток и Михаил Ермаков. Адмирал - уникальный человек, который отдает парусу свою душу, сердце и свои ресурсы. Он создал на Дальнем Востоке сообщество людей, которые его поддерживают.
Тольятти и Дмитрий Кульбицкий, царствие ему небесное. Он - яркий пример человека, который обожал парусный спорт, посвящал ему свою жизнь. Он создал яхт-клуб «Дружба», он создал ассоциацию скоростных классов, он влюбил в парусный спорт руководство КуйбышевАзота. Кульбицкий создал целое парусное сообщество. Его уже нет, а традиция осталась.
Вот на таких людях парус и держится. Там нет больших денег, но там есть любовь к парусу. И это много значит.
Таганрог, Москва, Подмосковье, Сочи, Краснодарский край, Севастополь…


- Калининград?
- С парусной точки зрения это очень перспективное место. Другое дело, что там очень много внутренних проблем и нет человека, который смог бы всех объединить и предложить идею. В Калининграде несколько яхт-клубов, но явного лидера нет.
А для паруса, повторюсь, место очень хорошее. У ВФПС есть идея создания тренировочных центров для молодежной команды. Было бы правильно иметь базы подготовки молодежной и олимпийской сборных на юге – в Сочи и в Севастополе, на северо-западе – Санкт-Петербург или Калининград, на востоке – Владивосток.
В Калининграде есть все географические условия, там нужен свой Адмирал…


- То есть парус в России скорее жив?
- Конечно! Абсолютно точно! Я встречаю огромное количество людей, которые не знали о ВФПС, но пришли в парус буквально несколько лет назад и успешно развиваются в спорте. Игорь Рытов, Юрий Морозов, Александр Новоселов, Валерия Коваленко... Явлением в России стала команда Skolkovo Sailing Team. Посмотрите такие мощные мировые серии, как RC44, ТР52, Melges32, Melges20, J/70, традиционные средиземноморские гонки, в которых участвуют ведущие гонщики мира, чемпионы мира, Европы, Олимпийских игр, Кубка «Америки». В финишных протоколах мы видим россиян побеждающими! Это не любители чартерного яхтинга, это совершенно другой пласт людей. Они приезжают на соревнования не ради отдыха, а для того чтобы гоняться и побеждать.


- Вот бы их было побольше!
- Это не происходит по приказу, это большая комплексная задача. Это именно то, что называется популяризация. Объяснение людям, что парус - это классно, и не так страшно, и не так дорого. Благодаря Национальной парусной Лиге парусный спорт прорвался в серьезные СМИ, на экран телевизора. И это большой шаг вперед.
Отлично работает на продвижение паруса монофлот. Люди хотят соревноваться, а для этого нужно иметь хотя бы десять одинаковых лодок. Три года назад в Москве PROyachting проводил гонки раз в неделю, сейчас уже четырежды. Монофлот есть в Сочи – GP26 PROyachting, Elan 21 Парусной академии Yacht Russia, в Севастополе – SB20 «СпортФлота», во Владивостоке - Beneteau 25 Platu «Семь футов», в Конаково – J/70. Эти места стали центрами паруса в нашей стране. Важно, чтобы этот бизнес – малый, низкомаржинальный, – существовал. Нужно чтобы этот пример тиражировался.
Большое дело «популяризация» включает в себя и медаль на Олимпийских играх, и другие успехи олимпийской сборной, и телевизионные показы по Матч ТВ, и работу сайта ВФПС, и парусные недели в Питере, Севастополе, и большую активность во Владивостоке, и регату Tall Ship в Сочи, и Национальную парусную Лигу. Много-много-много проектов, каждый из которых дает какую-то прибавку в числе поклонников парусного спорта.
Если занимаешься правильным делом и бьешь в одну точку, в итоге все сработает. Для этого есть условия. Даже несмотря на кризис в стране и в мире. Да, у людей много проблем, но им нужна и отдушина. Нужны правильно «сделанные» мероприятия. Конечно, не каждому понравится парусный спорт, но есть огромное количество тех, кто пока даже не подозревает, что парус - это его мечта. Нужно чтобы такие люди пришли и попробовали пройтись под парусом!

 

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.