30.11.2016

Владимир Силкин. Всё или почти всё о Национальной парусной Лиге

 

Президент Всероссийской федерации парусного спорта о проекте НПЛ от идеи до реализации.

- Катализатором стал владелец компании Marinepool Роберт Штарк. В свое время мы с ним обсуждали новый формат Кубка мира, который продвигала Международная федерация, и стали говорить о развитии парусного спорта вообще, его перспективах. Наши соревнования, к сожалению, не интересны для рекламодателей, поскольку не дают понятной телевизионной картинки, зрелищности и толп болельщиков... Мы были единогласны в том, что если не изменить формат, спонсоров в парусе так и не появится. Тогда он предложил мне познакомиться с главой немецкой парусной лиги Оливером Шваллом, который реализует интересный проект Национальной Лиги. Шел первый год этого соревнования, и они были заинтересованы в том, чтобы Лиги появились в максимальном количестве стран. Тогда можно было бы проводить и Лигу чемпионов, а это уже международный масштаб, целое движение.

Немцы придумали формат, в котором удалось объединить самые перспективные идеи того, как сделать парус интересным и понятным.

Все гениальное – просто. Гонки должны проводиться близко к берегу, количество лодок – не более 10. Чтобы не было соревнования бюджетов, гоняться нужно на яхтах одного класса, причем, с пересадками, а сами гонки должны быть непродолжительными по времени, чтобы добавлять интригу. И, что немаловажно, их необходимо снимать, показывать на экране и комментировать. Все по отдельности давно известно, просто и понятно! Плюс, команды не таскают с собой лодки, а приезжают налегке, что очень удобно для яхтсменов. Приехал, погонялся и уехал.

Идея немцев очень понравилась, и мы сделали почти то же самое, но акценты расставили по-другому.

- Речь идет о франшизе?

- Никакой франшизы нет. Мы взяли идею за основу, но делаем все так, как возможно сделать в нашей стране, с учетом нашей специфики. Никаких претензий от ассоциации международных Лиг относительно этого вопроса к нам нет.

В Германии, ведь, тысячи яхт-клубов, которые зубами глотку друг другу перегрызут за то, чтобы выиграть. Там в каждом яхт-клубе сотни яхтсменов, которые хотят участвовать в гонках и обладают высоким мастерством. У нас такого нет, поэтому мы не можем автоматически переносить на себя требование о том, что выступать за конкретную команду могут только члены этого яхт-клуба.

Лидерам российского клубного движения, членам Попечительского совета концептуальная идея Лиги понравилась, и было решено попробовать. Однако было понятно, что в России нет нужного количества яхт-клубов, и именно Лига призвана развивать клубное движение в России. Поэтому мы не стали ограничивать участников Лиги строгой принадлежностью к яхт-клубам, да и сами команды могут представлять не только яхт-клуб или школу, но и просто свой родной город.

- То есть российская Лига не является филиалом Бундеслиги?

- Абсолютно. Мы ее сторонники, соратники. Мы благодарны за то, что они – инициаторы этого движения.

- В России Национальная парусная Лига - это не только соревнование, на которое приглашаются яхтсмены погоняться и получить удовольствие, но и мощный инструмент популяризации парусного спорта в стране. НПЛ – это не регата, «спущенная» яхтсменам сверху, это регата для них.

- Верно. Меня часто спрашивают: «А какова награда, каков денежный приз?» А нет никакого денежного приза. Все гоняются, чтобы победить. Плюс, всем участникам нравится сообщество. Важно - спортсмены выбрали Лигу, проголосовали за нее своим участием. И очень многие, кто гонялся не один год за рубежом, стали это делать в России. Все в восторге от Сочи, Владивостока, Конаково – мы открываем для всех новые места и акватории. Мало того, на первых порах на этапы приезжали только команды, а теперь многие путешествуют с семьями, что говорит о том, что нам удалось сделать для них действительно хорошее мероприятие.

Благодаря медиа освещению и прямым трансляциям, гонки Лиги стали доступны и для болельщиков. В Сочи на Гранд-финал приехало человек 30-40, группы поддержки команд, а на экранах своих мониторов за яхтсменами следили тысячи человек!

Михаил Ермаков рассказывает, что во Владивостоке все неравнодушные сидели ночью у компьютеров и болели за свою команду. Очень хочется, чтобы за каждой спортивной командой стояла такая сплоченная группа болельщиков.

Что очень приятно – широка география участников: Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Сочи, Тольятти, Омск, Владивосток… На Лиге встречаются яхтсмены, которые не виделись годы! Что там годы – некоторые уже перестали заниматься парусным спортом, но вернулись в него в качестве участников Лиги!

На данный момент, фактически, все активные гонщики уже «разобраны» по командам проекта. В то же время появляются совершенно новые кадры: Сколково, DC Team, Восток-Запад. К нам присоединились люди, которые пришли в парус и полюбили его.

- Вопрос по поводу участия в экипажах команд Лиги, и даже на позиции рулевого, профессионалов. Как вы считаете – это справедливо?

- Решение о том, что никаких ограничений не будет, принималось самими яхтсменами.

В первый год в правилах был пункт о том, что на руле должны гоняться только непрофессионалы. Мы так и отгоняли сезон. А в конце него «ПИРогово» и «Навигатор» отправились на Лигу чемпионов в Порто-Черво, и уже после первого соревновательного дня все были в шоке – там на руле олимпийские чемпионы, чемпионы мира, а против них Игорь Рытов, который парусным спортом-то начал заниматься всего несколько лет назад… В других Лигах нет таких ограничений, и в 2016 году мы решили их не вводить.

Да и наши любители стали говорить: «Хочу гоняться против профессионалов». И потом, все-таки побеждает не только рулевой, побеждает команда.

- То есть яхтсмены Лиги не видят ничего плохого в том, что с ними рядом гоняются профи?

- Нет, ни одного слова. Наличие профи повышает уровень соревнования, спортсменов, команд.

- Как считаете, создание Национальной парусной Лиги повлияло на яхт-клубы?

- Ну, во-первых, появились команды. У них уже есть форма, флаги, эмблемы. И это уже дает совсем другую картину. Когда мы смотрим Кубок «Америки», то видим именно команду, а не компанию людей в сланцах, в шортах, в майках. Повышается культура, а это уже другой уровень. Во-вторых, многие яхт-клубы выставляют уже по две команды, что говорит о повышенном интересе к соревнованию. Конечно, яхт-клубы благодаря Лиги мы не построим, но увеличение количества людей, интересующихся парусом, будет рождать спрос на занятия парусным спортом и, естественно, на этот спрос будут появляться предложения.

- А что касается географии этапов Национальной парусной Лиги?

- В следующем сезоне регаты пройдут в Сочи, Севастополе, Пскове, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве.

В 2014 году был один этап Лиги, в 2015-м - четыре, в 2016-м - шесть, теперь уже восемь!

У нас уже появился некий лист ожидания – многие города хотят принять этап Лиги у себя. Ярославль, Тольятти, Казань, Воронеж, Калининград, Ростов – вот потенциальные города для проведения Лиги. Наша задача провести соревнования во всех крупнейших городах России, где есть парус.

- Есть ли в идее Лиги «проколы»?

- «Косяки», конечно, есть, но не глобальные. Главное, у нас есть понимание, куда двигаться и какая будет картина. И она будет еще круче. И у нас масса идей как сделать так, чтобы это было еще интереснее - и на берегу, и в телевизоре, и в интернете. Единственное, над чем постоянно необходимо думать, так это над тем, чтобы это соревнование оставалось интересным, с интригой.

- Нет нареканий к судейству?

- Они бывают, как и в любом другом соревновании! В России очень мало судей и, по-хорошему, нам нужно создавать школу ампайров. Будем приглашать молодых, учить их, чтобы появились молодые судьи. Возможно, мы дойдет до того, что начнем приглашать международных ампайров, которые будут показывать класс.

Хотим внедрять и новые технологичные решения. Бывает, яхтсмены обижаются – дали незаконный фальстарт или неправильно поставили дистанцию. Мы хотим поставить на яхтах GPS-датчики, и фальстарт уже будет определяться, вне зависимости что увидел или не увидел судья. Никаких обид уже не будет, все по-честному.

- Завершен второй сезон Национальной парусной Лиги. То, о чем думалось в самом начале проекта, достигнуто?

- В самом начале мы не знали, что будет дальше. Все шло своим путем и развивалось. Главное для нас - мнение гонщиков, и количество обращений от команд, которые хотят присоединиться к Лиге.

Изначально мы не ставили себе цель привлечь 20 или 50 клубов, но мечтали, что когда-нибудь у нас будет два дивизиона. А теперь видим, что реально подошли к этому – к гонкам в двух дивизионах!

Я лично поражен тому, какое большое количество команд со всей России хотят присоединиться в проекту.

Исходя из опыта, мы понимаем, что оптимальное количество команд - 24, тогда спортсмены успевают погоняться, получить удовольствие. Если команд больше, начинаются организационные проблемы. Поэтому, при наличии более чем 24-х команд, второй дивизион просто необходим. И формироваться дивизионы будут исходя из спортивного принципа. В конце года три команды, занявшие последние места, будут переходить из Высшей Лиги в Премьер Лигу, а три лучшие Премьер Лиги – в Высшую.

- Немного про спонсоров: оказалось, что и в России они есть?

- Да. Лига оказалась столь привлекательным спортивным «продуктом», что пришли и дополнительные деньги, и невиданные до того информационные спонсоры.

Тут хочется еще раз подчеркнуть, что спонсоры пришли именно потому, что им предложили готовый «продукт», который имеет рекламу, эфирное время, брендинговые возможности… Деньги спонсор вкладывает тогда, когда он решает какую-то свою стратегическую, маркетинговую, рекламную или PR-задачу. И отработать вложенные средства необходимо так, чтобы партнер вернулся и, желательно, с бОльшим бюджетом. Некоторые члены парусного сообщества выражают мнение, что эти деньги можно было потратить на что-то более полезное… Это миф, иллюзия или просто незнание реалий работы такого характера. Партнер заключает договор на участие в конкретном мероприятии, которое ему интересно, с конкретными опциями присутствия, а еще требует массы отчетов, прежде чем исполнить все свои финансовые обязательства. Если ему предложить продукт, который ему не нужен, он просто не даст этих денег. Это очевидно, как мне кажется.

Если посмотреть мировой парус, то главные спонсоры – это часовые и автомобильные бренды, банки. Они понимают, что парусный спорт – это сумасшедшая реклама, но парус красив тогда, когда показан по телевизору и собирает зрителей. Наша задача – создать такой продукт. Это самая большая и самая сложная задача. Она требует колоссальной работы.

- Есть состоявшиеся яхтсмены, которые хотели бы участвовать в НПЛ, но не участвуют, а говорят, что им не прислали приглашение…

- Есть телефоны, электронная почта, заявка… В следующем году мы будем делать отдельный сайт Лиги. Сейчас мы принимаем заявки на следующий год.

Но люди должны понимать, что команда должна ни на один этап приехать, а провести сезон. Разумеется, всегда есть wild-card для команды города, где проводится этап Лиги.

- То есть Национальная парусная Лига - это не закрытый клуб, куда попадают по специальным приглашениям?

- Мы приглашаем всех, кто хочет попробовать свои силы. Условие, фактически, одно – нужно обладать необходимым яхтенным опытом. Речи об экзамене не идет, но не хотелось бы, чтобы совсем уж неопытные люди подвергать риску и себя, и других.

Приглашаем всех! Welcome!

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.