11.03.2017

Александр Зыбин: «Поехать на главную мировую регату самого успешного класса в истории нашей страны - мечта»

 

Сегодня заключительный и самый насыщенный событиями день международной выставки катеров и яхт, 10-го «Московского Боут Шоу». При виде большого количества стендов у посетителей разбегаются глаза, однако, мы советуем вам обязательно обратить внимание на стенд Russian Star League Александра Зыбина.

Он – сын прославленного Александра Зыбина и отличный яхтсмен, олимпийская карьера которого прервалась из-за травмы. Сейчас Зыбин-младший все свои силы отдает возрождению в России класса Звездный, в котором у нашей страны славные победные традиции.

Чем класс так значим для нашей страны, каковы его нынешние позиции в мире, как России вновь войти в обойму мирового движения этого класса и ждут ли нас там. Все эти вопросы мы обсудили с Александром, который ведет работу по подготовке выступления на чемпионате мира в классе Звездный в Дании.

- Первую олимпийскую медаль в парусном спорте в 1960 году завоевали Тимир Пинегин и Федор Шутков. Для страны это был прорыв. Это был самый сложный класс, которому в этом году исполняется уже 106 лет. В 1980 году олимпийскими чемпионами в классе стали Валентин Манкин и Александр Музыченко. В 1981 году с Манкиным гонялся мой отец — Александр Сергеевич Зыбин. В 1981-м они взяли серебро на чемпионате Европы. После этого на чемпионате Европы 1984 года золотую медаль завоевали Гурам Биганишвили и мой отец. Они же выиграли и регату Дружбы-1984. Последнюю нашу медаль (бронзовую) в Звездном взяли Виктор Соловьев и мой отец на чемпионате Европы-1989. Это самые большие достижения класса Звездный.

Звездный - техничный класс, самый тяжелый. Квалификация этого класса в яхтинге среди всех олимпийских классов считается высшей.

 

 

- Почему же это класс такой, как вы говорите, тяжелый?

- Думаю из-за того, что яхта перегружена парусами. Современные лодки легкие, с трапециями, а «старые» все время надо откренивать. Вес самой яхты 671 кг, так что откренивать приходится обоим спортсменам. Плюс настройка парусов немножко отличается от стандартного понимания настройки. Этот класс необходимо хотя бы раз опробовать, чтобы понять его и влюбиться!

Есть такое мнение среди гонщиков, которые гоняются в Кубке «Америки», что если вы очень мечтаете гоняться в Кубке, но у вас нет миллионов долларов, то есть возможность купить «звездник» и выступать на нем со звездами паруса…

- То есть, несмотря на то, что класс уже не в олимпийской программе, в нем проводят крупные международные соревнования?

- Безусловно! Это так называемая Star Sailors League, в которой выступают лучшие гонщики. Регаты Лиги проходят в разных странах, а затем лучшие спортсмены собираются на финал. Лучшие - это 12-ть сильнейших по рейтингу и 13 «гостей» из числа звезд парусного спорта. Экипажи формируются не по национальному принципу, поэтому в одной команде могут гоняться представители разных стран. Ведь это Лига гонщиков - Sailors League. Ее девиз - Born from sailors for sailors.

В итоге финал попадают чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы… В октябре 2016-го я был в Хорватии и случайно встретил там Симе Фантелу, на тот момент уже олимпийского чемпиона Рио-2016. Мы с ним знакомы лет 15, с момента, когда гонялись в классе 470. Его пригласили на финал Star Sailors League как олимпийского чемпиона. В той регате гонялись еще призеры Игр-2016 в классе Лазер, обладатель Кубка «Америки», участник Volvo Ocean Race… Трансляция соревнований шла на протяжении четырех дней. Регламент такой: три дня квалификации, затем финал. В финал попадают лучшие 10 участников. Там уже идет система с выбыванием. Призовой фонд у регат - 200 тысяч евро. Формат сделан так, чтобы максимально увлечь зрителей. И сам класс интересный, и регаты проводятся по интересной системе… Короче, несмотря на то, что класс старый, он сейчас даже сильнее, чем когда был в олимпийской программе в 2012 году.

 

 

- И вы хотите создать в России Лигу класса Звездный, победитель которой гонялся бы в «большом финале»?

- Именно! Для этого я собрал двадцать яхт класса Звездный, которые сейчас есть в разных городах России.

- То есть 20 лодок у нас в стране все-таки есть?

- Они в разном состоянии, все в частных руках, пять лодок без хозяина. В принципе, все они неплохие, ведь Звездный – это высшая лига, так сказать. Когда человеку говоришь - у меня есть такая лодка, он отвечает - вау! У Звездного высокий статус.

Яхта мобильная, на трейлере много места не занимает, ее всегда можно загнать в гараж, спрятать от непогоды.

- То есть в российской серии, которую вы задумали, будут принимать участие 20 лодок?

- Да. И если все сложится по плану, в России пройдут 7 этапов серии - начиная с мая и заканчивая сентябрем. Это будет Russian Star League.

 

 

- А формат проведения такой же, как у Star Sailors League?

- Пока нет. Однако, я общаюсь с секретарем международной ассоциации класса Звездный, они поддерживают создание российской серии класса. И когда мы проведем серию, предоставим им отчет, они готовы посодействовать с возможностью привлечения международного формата Star Sailors League.

- А вы что за формат придумали? Или это будет традиционная регата без «игр на выбывание»?

- Нет, это будет, фактически, формат SSL, по этому поводу уже есть договоренность. Надо еще понимать, что международная ассоциация этого класса одна из самых старых и мощных в мире.

- А от российских яхтсменов отклик есть?

- Российские специалисты поддержали меня и идею регат Звездного в стране. Сказали, что им интересен формат гонок, интересно, чтобы класс возрождался, чтобы была динамика, чтобы приходили новые спортсмены.

По задумке в российской серии будут выступать 14 экипажей. Будем привлекать российских лазеристов, специалистов из других классов, чтобы все они встретились на регате Звездного.

У RSL уже есть партнер - Adidas Sailing.

 

                                      

 

- Идея прекрасная, но реализовать ее сложно. Зачем вам все это надо, Александр?!

- Ну, во-первых, хочется развернуть страну к этому прекрасному классу, развивать его.

Когда в 2008 году я ушел из 470, то хотел двигаться дальше. Стоимость «звездника» на тот момент я потянуть не мог, но очень хотел гоняться в этом классе.

- Что неудивительно, ведь ваш отец - самый титулованный яхтсмен страны в этом классе по количеству медалей.

- Верно. Короче, гоняться я хотел, а возможности не было. Сейчас у меня есть и желание, и возможность. Жаль только, что теперь этот класс неолимпийский. Но я решил все-таки реализовать мечту. Получается, что изначально я делал RSL в том числе и для того, чтобы была возможность гоняться самому.

- Первой ласточкой была регата Red Star Cup 2016 года?

- Да. Красная звезда – логотип Звездного в мире. И Red Star – это патриотично и даже немножко по-советски… В 2016-м собрались 9 лодок. И это при том, что еще три команды хотели участвовать, но по разным причинам не смогли этого сделать. В 2017 году уже все готовы выступать.

- То есть в России не только флот есть, но и люди, готовые гоняться?

- Верно. Регата 2016 года как раз и была проверочной. Хотелось посмотреть, насколько люди серьезно отнесутся и захотят ли. Я всех собрал, растормошил, плюс, сделал другой формат регаты – не неделю соревнований, а три дня - пятница, суббота, воскресенье – с большим количеством гонок в день. Люди не отдыхали, а гонялись. Всем понравилось.

Проводили регату в «ПИРогово», и все было на высоком уровне – красивое место, красивый класс.

- Все этапы RSL 2017 планируете проводить в «ПИРогово»?

- Да. 2017 год будет в определенном смысле тестовым для данного формата – будем смотреть, насколько он подойдет. А подмосковный яхт-клуб – это менее затратно для всех яхтсменов. Основная часть флота, ведь, находится в Москве. Есть еще три лодки в Севастополе. Хочется и эти три лодки перевезли в Москву.

Если в 2017-м все сложится хорошо, то в 2018-м будем номинироваться на международную Star Sailors League, в которой участвуют уже 150-200 лодок. В этом случае проводить регаты будет правильнее в Санкт-Петербурге, где большая акватория и возможность принять крупный флот.

Президент международной ассоциации Звездного Ларс Граэль даже готов приехать на нашу акваторию, чтобы поддержать российских поклонников класса. Для него, для ассоциации, история советского флота «звездника» - большая часть истории класса в мире. Ведь наши яхтсмены неоднократно были олимпийскими чемпионами, а в 60-70-е годы флот Звездного в СССР насчитывал 200 яхт и была самым массовым классом.

- Вы с таким энтузиазмом говорите о гонках, а почему же завершили карьеру в олимпийском парусе?

- В 2008 году я сломал бедренную кость… После чемпионата мира-2008 году в Австралии я ушел из класса 470, потому что мы проиграли отбор. Я был шкотовым.

Вообще, сначала я гонялся на Лазере, потом из-за высокого роста меня пригласили в 470 и сказали, что через год буду в лидерах. Так и случилось. Мы были четвертым на чемпионате мира, пятыми на чемпионате мира, четвертыми в рейтинге ISAF. Если бы продолжал гоняться, уровень становился бы еще выше.

- Вы «сломались» на лодке?

- Я сломался не на лодке. Понял, что все-таки хочу попасть на Олимпийские игры, решил попробовать RS:X и поехал потренироваться в Египет. Месяц занимался и на весеннем чемпионате России, который проходил в Сочи, занял третье место. Это был 2008 год. Но амбиций было много, и я просто начал готовиться к 2012 году на RS:X. Выиграл московский чемпионат, потом соревнования в Крыму. И 25 августа 2008 года, как раз в то время, когда в Пекине шли Олимпийские игры, был сильный шторм, я на скорости ударился о мачту бедренной костью. На этом я как олимпиец закончился…

Год с палочкой ходил… В 2010 году начал потихоньку возвращаться. И вот вернулся. С 2014 года даже выступаю в любительском триатлоне! На меня яхтсмены иногда смотрят, как на сумасшедшего…

- Травма осталась позади, и вы продолжаете активно заниматься парусным спортом на профессиональном уровне?

- Да. Могу тактиком, но никогда не отказываюсь и на шкоты сесть. Через неделю после Red Star Cup, скажем, был чемпионат России в национальном классе эМ-Ка. Мне позвонил Владимир Липавский и позвал с ним погоняться. Я ответил: «Легко!»

 

 

- Российские специалисты Звездного вообще принимают участие в чемпионатах мира?

- Сейчас нет. Очень сложные соревнования. Плюс, чемпионаты мира в последнее время в основном проводятся на Американском континенте (там самая сильная ассоциация) и только один раз в пять лет – в Европе. В 2016-м чемпионат был в Майами, в 2018-м тоже будет во Флориде. «Европейский» год – 2017-й. Регата пройдет в Дании. Именно выступление в Дании реально с финансовой точки зрения – хотя бы лодку морем не придется доставлять…

- Каким образом формируется состав участников чемпионата?

- Весь мир поделен на дистрикты, Россия входит в 17-й вместе с еще четырьмя странами. Чемпион страны, в нашем случае победитель крупнейшей регаты, может участвовать в чемпионате мира. На самом деле от России могли бы участвовать даже две лодки, поскольку наша страна очень давно не участвовала в ЧМ, руководство класса даже готово увеличить для нас квоту.

Гостем Национальной премии «Яхтсмен года» в декабре 2016-го был президент World Sailing Ким Андерсен. Я разговаривал с ним о Звездном. Он сказал, что международное сообщество ждет российских яхтсменов на чемпионате мира в таком популярном и профессиональном классе.

- А есть шанс у российского гонщика попасть «на мир»?

- Именно в этом году как раз есть этому все предпосылки. Во-первых, как я сказал, регата будет проходить в Европе, что принципиально облегчает доставку лодки. Во-вторых, прошлой осенью мы провели Red Star Cup – первую регату класса за последние годы, и она считается национальным отбором.

Поехать на одну из самых мощных регат в мире, в которой принимают участие 150 (!) лодок самого успешного класса в истории нашей страны – мечта. Однако, для ее осуществления недостаточно желания и возможности, нужны деньги. Вот над этим вопросом я сейчас и работаю…

 

Лина Холина

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.