14.04.2017

Таисия Бородина: «Попадание в команду Академии - это шаг к Кубку «Америки», мечте любого занимающегося парусом ребенка».

    

 

Предлагаем развернутое интервью с директором уникального учебно-воспитательного образования - Академии парусного спорта - Таисией Бородиной, которая рассказывает о вопросах развития личности, процессах и стадиях создания настоящего чемпиона и лидера, а также планах и задачах Академии на текущий год.

 

- Сезон предстоит насыщенный, чем сейчас живет Академия парусного спорта?

- Академия еще очень молода, мы работаем с 2012 года и развиваемся поступательно. Растим атлетов с юного возраста и следим за их карьерой. Сегодня у нас активно начинают культивироваться все направления классов СКИФ, потому что наши дети подросли и с Оптимистов, яхт классов 420 и 29-й пересаживаются на олимпийские 49-й и 49-й FX. Подобралась сильная команда и мы рассчитываем пополнить сборную России нашими перспективными спортсменами. Мы продолжаем развивать одиночные классы и здесь у нас тоже есть успехи. Сейчас в Академии активно работает чемпион мира в классе Лазер-радиал Даниил Крутских, к нему подтягивается сильная команда ребят, большинство из них сейчас гоняется в молодежную сборной России. В олимпийском классе виндсерфинг RS:X мы работаем со вторым номером сборной РФ Мариам Сехпосян. В классе кайтбординг у нас выступает многократная чемпионка мира Елена Калинина. И еще много перспективных спортсменов, о которых в ближайшее время будет говорить вся страна.

- Каким образом строится подготовка спортсменов?

- Мы в Академии сразу приняли для себя систему, при которой спортсмены в каждом классе работают в группах с разными тренерами, в зависимости от уровня их подготовки. Раньше практиковалось, что один тренер ведет спортсмена от класса Оптимист до олимпийского класса, что, конечно, было вызвано, прежде всего, нехваткой тренерских кадров. От этого страдала подготовка сильного олимпийца, он недополучал опыт и знания. Сегодня у Академии есть возможность иметь большое количество хороших специалистов в своем штабе, что позволяет выстраивать систему подготовки спортсмена таким образом, что, например, в классе Оптимист мы имеем четыре уровня подготовки. Начиная от раннего уровня, когда ребенок только приходит и знакомится с парусом, на этом этапе работают два тренера. Потом ребенок, позанимавшись год или два, в зависимости от степени успеваемости, переходит в более сильную группу, к следующему тренеру.

 

 

Уже переходя на второй этап спортсмены начинают принимать участие в соревнованиях масштаба города и муниципалитета, выезжают тренироваться в зимний период на базе на острове Мальта.

После второго этапа лучшие дети переходят на третий этап подготовки. Это другой тренер и более сильная группа. Количество детей в ней меньше, и это уже сборная Академии, которая выезжает на всероссийские соревнования и соревнования ближнего зарубежья - регаты в Эстонии и Финляндии. Лучшие из этой группы - это ТОП-10 рейтинга в России. Это ребята, претендующие на высокий результат на мире и Европе. Они работают в одной группе у тренера, который занимается только этими, и их подготовка строится более серьезно. Это дети, которые настроены на спорт и строят свою жизнь вокруг этого. Они в меньшей степени занимаются учебой и в большей занимаются спортом. Сейчас в этой группе 6 человек, двое из которых явные претенденты на отбор на чемпионат мира, это Максим Шапошников и Аркадий Карманов.

Чемпион первенства России в классе Оптимист Василий Андреев, мог бы и в этом году гонятся в этом детском классе, но после чемпионата мира было принято решение о его переходе в класс 29-й, его антропометрия позволяла это сделать. Это то, с чем не согласились бы большинство тренеров в нашей стране, но мы считаем, что важнее вырастить лидера и чемпиона, а не зацикливаться на победах в одном переходном классе. При этом уровень Василия в классе 29-й таков, что позволяет ему уже в этом году бороться за первое место на первенстве России в этом классе, а на международных регатах с количеством участников за 80 экипажей, ребята уже сейчас хотят в ТОП-15.

Шкотовый у Василия Андреева молодой и перспективный Леонид Пушев. Здесь надо сказать, мы в Академии приняли для себя решение, что при подготовке спортсменов высокого уровня мы прежде всего готовим мастеров-шкотовых. Талантливых рулевых много, а вот чемпионского шкотового найти очень сложно. И эта программа дает свои плоды.

Кстати в юношеских и олимпийских классах мы так же практикуем систему разных уровней, чтобы спортсмен набирался опыта у разных специалистов. Это позволяет объять большее количество детей, а значит, найти больше перспективных атлетов.

 

    

 

- Как вы работаете с общефизической подготовкой спортсменов?

- Целенаправленная работа в этой области у нас началась где-то через год после создания Академии, физический уровень спортсменов в Санкт-Петербурге в то время оставлял желать лучшего, потому что основной акцент делался на физические нагрузки, а мы видим, что весь мир переходит на более скоростные классы яхт, которые требуют определенной физической формы. Конечно на яхте Оптимист можно ходить и не умея ни разу отжаться, но, если мы посмотрим на чемпионов мира в классе Оптимист, они откренивают лодку, как на олимпийском Лазере, в связи с чем меняется техника ведения яхты.

Сравните внешний вид спортсмена олимпийского класса Финн десять лет назад и сейчас. Это небо и земля! Сейчас это атлеты, которые на полном курсе и управляют лодкой, и «гребут» парусом как на виндсерфинге. Для этого, помимо знания тактики и чувства лодки, нужны недюжинные сила и выносливость. Если не начать прививать это ребенку с самого начала, ему будет очень сложно в возрасте 14-15 лет набрать такую физическую форму.

Есть определенные техники занятия физической подготовкой с детьми. Я не говорю о «закачивании» их железом - это просто вредно, но есть, например, методики, которые применяются в спортивной гимнастике.

 

 

Есть и особенности в работе со спортсменами в зависимости от того, на каком классе яхт они ходят. В свое время олимпийская чемпионка Пекина-2008 в классе Лазер-радиал Анна Танниклиф говорила, что свой день она начинает и заканчивает в тренажерном зале. Это при всем при том, что она каждый день проводила две тренировки на воде. Я веду к тому, что, например, в классе Лазер (спортсмены 15-16 лет) требуются занятия в тренажерном зале, чего не скажешь о классах 29-й или 470. Рулевой этих двоек не должен обладать такой физической силой как лазерист, более того, если рулевого 470-ки загнать в тренажерный зал, он после этого не сможет элементарно отработать волну на лавировке.

Мы проводили ряд исследований, и это позволило нам оценить уровень физической подготовки в том или ином классе, после этого мы стали разрабатывать методики тренировки.

Первый наш опыт – привлечение специалистов из фитнес-клубов, хороших и опытных, но в итоге все приходило к тому, что они закачивали наших спортсменов железом, причем не разбираясь, кто на чем ходит. Мы понимали, что это не тот подход, который нам нужен, база всей подготовки должна строится на координации движений. Мы привлекли экспертов, переговорили с серебряными призерами Олимпийских игр в классе 49-й Георгием Леончуком и Родионом Лукой, они мне посоветовали привлечь к этой работе инструкторов по танцам. На первый взгляд это немного смешно, но об этом говорят призеры Игр и чемпионы мира, которые занимались танцами в рамках своей подготовки. Это вызывало, как минимум, желание проверить их слова. Мы привлекли соответствующих специалистов, они начали работать с детьми и с тренерами, разработали нам методики, и результат этой программы нас удовлетворил.

Помимо этого мы сами разрабатываем тренажеры для парусного спорта. В помещении отрабатываем технику постановки реи, подъем и уборку генакера, движение на лодке, откренивание. Используем и новейшее оборудование на воде. Этим опытом мы хотим делиться и сейчас разрабатываем проект, который позволит распространять наш опыт в Северо-Западном регионе и по всей России.

 

    

 

- Есть ли у Вас любимчики? Вы сразу видите талант?

- Это каверзный вопрос (смеется). Дело в том, что я не так давно перестала работать с детьми на воде, но продолжаю приезжать на все масштабные соревнования, смотреть на детей. Отрыв от тренировочного процесса не позволяет эффективно руководить и понимать процессы, которые происходят в современном парусе. Мир развивается, яхтинг активно прогрессирует, появляются новые дисциплины, новые методики.

Что касается детей, то есть субъективная оценка. Когда смотришь на ребенка, он может быть даже на начальном этапе в классе Оптимист, стержень спортсмена просматривается сразу, их видно, этих детей, расположенных к спорту. Другой вопрос, как привить им нужные качества и навыки. Есть ряд сложностей, с которыми сталкивается молодой спортсмен. Это прежде всего переход из одной среды в другую, когда он идет в школу, переходит из младшей школы в среднюю и старшую и, конечно, идет получать высшее образование. Очень большое число перспективных спортсменов мы теряем именно в этот период. И здесь на первый план выходит работа с ребенком и его родителями.

Конечно нельзя сразу сказать - этот ребенок через четыре олимпийских цикла станет олимпийским чемпионом. Мы же понимаем, что качество спортсмена формируется из совокупности факторов - прилежности, трудолюбия, пунктуальности, ответственности, - но при этом ребенок может быть совершенно не расположен к спорту. С другой стороны, бывают примеры, когда тренеры настаивают на отчислении ребенка из-за неадекватного поведения и неуспеваемости, но если мы видим в этом ребенке перспективу, то продолжаем работать с ним и есть примеры, когда именно такие дети добиваются отличных результатов. Наша система ступенек в обучении, когда спортсмен переходит от тренера к тренеру, позволяет сглаживать эти острые моменты и добиваться успеха.

 

 

- А как вы работаете с перспективным спортсменом в период поступления в ВУЗ? Вы можете повлиять выбор его или его родителей?

- Можем. Когда ребенок занимается у нас с детства, то мы уже с 9-го класса начинаем беседовать и проводить профориентацию перспективного спортсмена и его родителей. Мы оказываем содействие в учебе, часто бывает, что спортсменам ставят плохие оценки не за знания, а за пропуски занятий. У нас существует система взаимодействия со школами. Кроме того, в школе рядом с Академией создан специальный класс, где обучаются наши спортсмены. Так же, мы помогаем с поступлением в спортивные ВУЗы.

- Если говорить про команду Парусной Академии, каким образом вы создаете ощущение большой команды? Есть ли в Академии командный дух?

- Конечно! Дети сразу ощущают свою причастность к большой команде Академии, они могут равняться на старших товарищей, мы рассказываем ребятам о заслуженных чемпионах советских времен, нынешнего времени, мы говорим о ребятах, которые сейчас находятся в составе сборной России, пытаемся привить детям патриотизм и желание двигаться вперед, желание попасть в сборную Академии, сборную города, молодежную сборную России, основную и олимпийскую сборные. Эти дети видят профессиональные команды Академии, выступающие в престижных международных классах, и понимают, что их спортивная карьера не прекратится, после олимпийской карьеры. Что можно стать профессионалом или работать тренером, или найти себя в работе на многочисленных проектах Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

- Заговорили про профессиональный спорт. Какие проекты сегодня у Академии в приоритете?

- Я начну с Национальной парусной Лиги. По задумке организаторов Лиги основными действующими лицами в проекте должны быть команды российских яхт-клубов, это очень правильно. Мы прекрасно понимаем, что способные дети, занимающиеся парусным спортом, составляют ту почву, в которой «прорастает» олимпийский чемпион. Мы не можем позволить детям, которые проделали длинный тернистый путь, отдали большую часть жизни парусному спорту, оказаться брошенными на произвол судьбы. Спорт, как и любая другая сфера деятельности человека, имеет продолжение. Профессиональный спорт требует высококвалифицированных и подготовленных спортсменов, и необязательно быть олимпийским чемпионом или чемпионом мира, чтобы попасть в одну из профессиональных команд. Конечно титулы - это хороший бонус и тем не менее… Поэтому, когда мы говорим, что наши спортсмены, не ставшие чемпионами мира или олимпийских игр, готовы к профессиональной карьере, мы должны показать их способность быть профессионалами. Проект Национальная парусная Лига позволяет это сделать. Наши спортсмены в Лиге показывают свой уровень и набираются опыта, продолжая карьеру в олимпийских классах.

 

 

Еще один проект, который уже является вершиной парусного спорта, - World Match Race Tour. С этого года наша команда, собранная из действующих и недавно завершивших карьеру российских олимпийцев, будет представлять нашу страну на всех этапах этого престижного соревнования. Попадание в эту команду Академии - это шаг к Кубку «Америки», к мечте любого занимающегося парусом ребенка.

И еще один международный проект, в котором с этого года будет представлена команда с нашими спортсменами, это международная серия гонок на яхтах класса RC44. Опыт участия в регатах этой крупнейшей международной парусной серии сложно переоценить.

- Какие соревнования запланированы на этот год в яхт-клубе?

- Традиционно мы будет проводить серию регат «Оптимисты Северной Столицы. Кубок Газпрома». Серия проходит с 2012 года (в нынешнем запланировано 4 этапа) и в ней принимают участие юные спортсмены всех парусных школ и секций Санкт-Петербурга. У нас в клубе в очередной раз пройдет первенство России, спортсмены будут участвовать в первенствах мира и Европы, отборе на Юношеские игры. С этого года мы начинаем подготовку к Юношеским Олимпийским играм, на которых в дисциплине парусный спорт будут представлены катамаран Накра 15, виндсерфинг Техно и кайтбординг. Во всех этих классах мы работаем: сейчас приобретаем два катамарана Накра 15. Сами Игры пройдут в конце 2018 года, так что времени у нас осталось совсем немного.

- Про какие еще проекты хотелось бы рассказать? Что приносит радость и удовлетворение?

- В принципе все, чем я занимаюсь в Академии, приносит мне радость и удовлетворение, но несколько проектов я хочу выделить особо. Второй год мы реализуем программу «Малыш». Сначала это была экспериментальная группа. Мы закупили у отечественного производителя яхты «Малыш» и разработали программу, которая направлена не на создание чемпионов, а на гармоничное, комплексное развитие ребенка. Это всесторонне развитие малыша с элементами парусного спорта. Дети, которые занимаются по данной программе, имеют более высокую успеваемость в детских садах, отличное физическое развитие. Программа включает в себя интерактивные занятия, дети в игровой форме изучают стороны света, явления природы, водоемы, явления, происходящие на воде. Летом мы проводим занятия на яхтах в специальном бассейне. После того, как мы провели год с экспериментальной группой, набрали уже две группы по 5 детей. А детей, которые отзанимались 2 года, мы с сентября отправим в группу начальной подготовки на «Оптимист».

Второй проект, про который я хотела бы рассказать, это «Познай Россию под парусами». Это новый проект, единственный в своем роде, он несет в себе две важнейшие составляющие - спортивную и познавательную. Этот проект открывает перед детьми уникальную возможность в течение короткого промежутка времени (10 дней) познакомиться с особенностями и достопримечательностями нашей страны, не пропуская тренировок, а также дает шанс детям со всех уголков России увидеть, что такое парусный спортом и начать им заниматься. По моему мнению, проект даст стимул открывать парусные школы в регионах и растить будущих чемпионов, любой желающий подросток сможет попробовать себя в роли яхтсмена, что будет способствовать не только приобретению новых навыков и знаний, но и умению работать в команде. Развитие этих качеств, станет фундаментом, который обеспечит успешность ребенка в будущем.

В рамках проекта «Познай Россию под парусами» группа детей с тренерами и яхтами выезжает в отдаленные уголки России, создает яхтенный городок в центре города на водоеме, проводит обучение всех желающих подростков, проводит мастер-классы и детские регаты. На этот год мы запланировали выезды в Воткинск (май-июнь), Тобольск (июль) и село Константиново Рязанской области (август-сентябрь).

Большинство людей считают, что парусный спорт дорогой и недоступный. Мы хотим показать его доступность и стимулировать городские и муниципальные власти в регионах задействовать водоемы для занятий парусным спортом. Мы планируем в рамках этого проекта активно взаимодействовать с властями, спортивными функционерами, с прессой. Подготовка к каждому выезду идет очень серьезная.

 

Пресс-служба Яхт-клуба Санкт-Петербурга

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.