Первый катамаран в СССР был построен В.И. Летуновым (Москва, ДОСААФ) со своими соратниками: В. Дякиным, В. Рословым, В.Чумаковым и И. Бисинеком. Все, кроме И. Бисинека, хорошие гонщики. Вначале В.И. Летунов, построив катамаран (деревянный), начал гоняться в классе «М», так как по правилам класса он вроде бы подходил. Не учитывались два корпуса, что обеспечивало совершенно другие ходовые качества, более высокие. Но успехи В. Летунова продолжались один сезон и только в Москве, так как катамаран был в единственном числе. Но уже со следующего сезона количество катамаранов, причём самых разных конструкций, стало расти в геометрической прогрессии.
Начала и Ленинградская спортсудоверфь ВЦСПС строить катамараны класса «В». Первый катамаран «В» был куплен Московским «Водником» и достался старшему тренеру Б. Николаеву и его матросу (тренеру «Водника» О. Мохову) для освоения нового класса. К слову: отец О. Мохова (Николай Мохов) был основателем парусного спорта в Краснодаре. Это, наверное, единственный случай, когда на одной яхте, из одного яхт-клуба, гонялись сразу два тренера этого клуба!
Но один из строителей В.А. Романов, с согласия руководства верфи, построил для себя лично катамаран, неизвестно чьей конструкции, но самый лёгкий изо всех имеющихся. А разница была существенной – почти в 200 килограммов.
Для участия в чемпионате СССР, который проводился по территориальному принципу, необходимо было пройти отбор на чемпионате Москвы. Отбираться с лучшими гонщиками (В. Летунов был уже чемпионом СССР в классе «ВМШ»; В. Рослов - чемпион России; В. Дякин один из ведущих гонщиков Москвы в классе «Летучий голландец»). Но всё-таки тренерский экипаж отобрался на чемпионат СССР в составе сборной Москвы. Чемпионат СССР проводился в городе Бердянске на Азовском море.
Гонки были весьма интересны своим разнообразием: слабый ветер, сильный ветер, финиш ночью при свете прожекторов и тому подобное. Тренерский экипаж занял 6 место на чемпионате СССР. А какие катамараны принимали участие! Был катамаран, собранный на двух каноэ. Был катамаран, на котором грот и стаксель крепились на перекладине, вставленной в прорезь мачты и вращающейся вокруг неё. Пытались научить катамаран ходить против ветра! К сожалению, не все катамараны смогли участвовать во всех гонках чемпионата.
Был забавный случай. Катамараны стояли на городском песчаном пляже. Вооружение, рули, шверты – всё приходилось носить метров 50 от рундуков. Вооружаем катамаран, подошла пара, наверное, муж с женой. Жена спросила: «Зачем им два руля»? А муж, как специалист заметил: «Они же гоняются вдвоём!».
После окончания чемпионата провели анализ и установили: места в классе катамаран распределились точно по весовым характеристикам. Самый лёгкий - первый и самый тяжёлый - последний.
Но это первый чемпионат СССР в катамаранах.
Б.А. Николаев
Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».
Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.