25.08.2017

Кубок залива Петра Великого. Михаил Ермаков: «Тысячи миль Японского моря»

 

Одна из самых известных российских регат отмечает юбилей – 30 лет прошло с тех пор, как подготовительные сборы для спортсменов-олимпийцев переросли в масштабные и сложные соревнования.

Год за годом на Кубок залива Петра Великого приезжают новые знакомые и старые друзья со всех уголков страны и даже из-за рубежа.

Что привлекает их в магическом Японском море? Почему за регату проходится именно 500 миль? Сколько раз за тридцать лет яхтсменам повезло с погодой? На все эти вопросы отвечает командор яхт-клуба «Семь футов», президент Федерации парусного спорта Приморского края, вице-президент ВФПС, яхтенный капитан Михаил Ермаков.

- Михаил Ильич, три десятка лет – серьезная дата для регионального спортивного события. За годы проведения в нем приняли участие более 10 000 яхтсменов из разных уголков страны. Расскажите, когда и при каких обстоятельствах родилась идея создания этих соревнований?

- Впервые регата «Кубок залива Петра Великого» проводилась в 1986 и 1987 годах. В свете приближающихся Олимпийских игр 1988 года в Сеуле, у тогдашних руководителей Федерации парусного спорта Приморского края Генриха Васильевича Щеголева и судьи международной категории Георгия Моисеевича Драгилева родилась идея, что неплохо было бы провести сборы для олимпийцев-парусников во Владивостоке. Эту идею поддержала Всероссийская федерация, крайспорткомитет, и регата была проведена, причем на ней погонялись и приморские яхтсмены. Конечно, яхты были не олимпийские, участников было немного, но хорошую морскую практику спортсмены получили.

Поскольку всем очень понравилось, с 1988 года регата стала проводиться ежегодно для всех желающих и получила всероссийский статус. В разное время в гонках КЗПВ участвовало от 20 до 70 яхт. Раньше Кубок проводился на государственные деньги, спортсмены получали питание, уровень проведения был достойный. Бывали и тяжелые времена, особенно в 1990-х, средств не хватало. Тем не менее регата выжила и благополучно дожила до сегодняшних дней.

 

 

- Когда у регаты появился этот ставший легендарным формат из пяти гонок: две короткие - на рейде Владивостока, и три длинные – «Залив Восток», «Мыс Гамова», «Амурский залив»?

- Практически сразу. В разные годы, конечно, мы корректировали дистанции. В свое время была 210-мильная гонка: старт из Владивостока, проход в Амурский проливе, далее в залив Восток и оттуда, через все море, на Троицу. Гонка могла длиться и трое суток.

Но в один год во время сильного тайфуна шесть лодок сломали мачты, яхты раскидало ветром по всему морю. В те времена не было сайтов с прогнозами погоды. Это очень серьезно и очень опасно. Поэтому президиум решил сделать дистанции короче, ближе к берегу, тем более, что приезжим спортсменам интереснее пройти мимо нашего побережья, которое славится своей красотой.

Короткие гонки по Амурскому заливу не менее интересны, потому что, во-первых, мы на виду у горожан, которые видят разноцветные паруса, во-вторых, это олимпийские дистанции, на которых гонщикам интересно гоняться.

- Какие моменты делают регату уникальной?

- Во-первых, только в рамках Кубка залива проводилась единственная в России самая длинная гонка для яхт класса Конрад 25 Р. Сначала она составляла 210 миль, потом мы сократили ее до 150-ти - не стали испытывать судьбу.

Второй момент – за пять гонок мы проходим более 500 миль. В России нет больше регат с такой общей протяженностью дистанции. И, по большому счету, только у нас есть акватория, позволяющая проводить длинные гонки. Ни на Черном море, ни на Балтике таких условий нет.

 

 

- Какие еще задачи ставила регата?

- Безусловно, мы хотели показать нашу уникальную акваторию как можно большему количеству яхтсменов. На КЗПВ летят из Москвы, Сочи, Питера, Екатеринбурга, Калининграда, Новосибирска, Иркутска, Красноярска. В этом году чуть меньше участников, потому что мы передвинули сроки проведения регаты на конец августа.

Второй год подряд для популяризации парусного спорта в бухте Аякс острова Русский и в период проведения Восточного экономического форума, мы, на глазах у изумленной публики, проводим «Кубок ВЭФ» в классе Platu 25. В этом году на регату вновь прилетел из Москвы бывший президент ВФПС Александр Котенков со сыном Максимом, а также иркутяне, новосибирцы, красноярцы, пермяки, все дальневосточники – география обширна. Проблема финансов, конечно, имеет место быть. Авиабилеты в наш регион стоят сумасшедших денег. Поэтому люди выбирают, куда за эти деньги сгонять: на Кипр, в Черногорию или все-таки на Дальний Восток - посмотреть необжитые берега. Есть, конечно, экипажи, которые находят спонсоров, но это, скорее, исключение. Тем не менее формат регаты – 5 федеральных округов, 8 регионов – мы выполняем.

 

 

- В скольких регатах вы принимали участие как гонщик?

- В этом году в 25-й раз. Юбилейный, получается. Ходил на разных яхтах - и больших, и малых. Первые две регаты я пропустил, потому что служил в Армии, в прошлом году - по состоянию здоровья. Еще одну регату пропустил, потому что поздно подал заявку - спустя полчаса после окончания работы мандатной комиссии. Георгий Моисеевич Драгилев просто не допустил меня, хотя я уже тогда выступал и в качестве организатора соревнований. Конечно, он был прав – закон для всех един.

- Какая регата лично вам запомнилась больше всего?

- В 2007 году на «Кураже» у нас лопнула ванта, и мы сломали мачту в короткой, последней гонке, здесь, в Амурском заливе, причем шли первыми в своей зачетной группе. Это, конечно, было досадно.

В целом, все регаты интересные. Самыми тяжелыми, конечно, являются регаты, когда нет ветра. Когда ты болтаешься в море под палящим солнцем и из-за штиля сутки не можешь дойти до финиша, или часа в два ночи приходит серьезный шторм с ветром под 40 узлов - таких ситуаций было немало. На моей памяти только один раз были идеальные погодные условия, мы все восемь дней гонялись при хорошем гоночном ветре, без штилей и штормов.

 

 

- Как за эти годы менялось ваше отношение к регате?

- Всегда было отношение как к серьезному спортивному испытанию. Одно время финиш одной из гонок был в бухте Троица, мы сутки там отдыхали, затем оттуда давали старт следующей гонки. Но это сильно расслабляло яхтсменов, поэтому мы отказались от этой затеи.

Люди, не связанные с парусным спортом, могут подумать: как можно 30 лет гоняться по одним и тем же дистанциям? Но я вас уверяю, за все тридцать лет не было двух одинаковых регат - ветер меняет все.

- Феномен приморской парусной школы существует или это мы тешим свое самолюбие?

- Яхтсменов хороших в России много. Если говорить об уровне нашей подготовки, сдачи экзаменов, то у нас все очень серьезно. Когда-то ее создали и поддерживали Евгений Иванович Жуков, Генрих Васильевич Щеголев. Экзамены принимают профессиональные преподаватели Морского государственного университета имени адмирала Г.И.Невельского. Все это - благодаря нашим добрым отношениям с этим вузом. К вопросу квалификации мы также подходим очень тщательно. Квалификационная комиссия - это ответственные люди. Раньше это был Евгений Иванович Жуков, потом его дело продолжил Геннадий Иванович Чуев. Это люди, которые знают, что с морем нужно на «вы» и понимают, что нельзя выпустить людей в море неподготовленными. Аварийность сведена к минимуму. Не хочу кичиться, но благодаря тому, что мы живем на море, у нас есть возможность подготовить хороших яхтсменов и дать им хорошую морскую практику.

 

 

- Как далеко вы загадываете будущее регаты КЗПВ?

- Я много лет организовываю эту регату, и она мне нравится, и нравится многим людям. Сколько возможно будет, столько и будем ее проводить. Безусловно, есть проблемы, прежде всего, финансовые, но мы будем стараться длить эту традицию как можно дольше. Тем более, что нам помогает и Всероссийская федерация, и краевой департамент по физкультуре спорту. Эта регата всегда включается в список значимых спортивных событий в крае.

- В чем, на ваш взгляд, заключается секрет регат-долгожителей? Что из года в год манит людей на КЗПВ, несмотря на то, что им приходится сутки мокнуть под проливным дождем, не спать неделю, полтора суток ждать ветра в штиль?

- Конечно, драйв! У всех есть свои личные проблемы, есть работа или свой бизнес, а КЗПВ дает возможность переключиться от всего этого. Каждый раз, выходя на старт, мы хотим победить. Даже если наград и кубков столько, что их уже некуда ставить, ежегодно мы вновь и вновь участвуем в регате. Просто мы любим море и парус. Жизнь – это парус!

 

Яна Коноплицкая, пресс-служба яхт-клуба «Семь Футов»

 

 

Видеоканал

Thumb wide 0

Lanzarote International Regatta. Россиянам завоевать дополнительные лицензии в Токио-2020 не удалось

На Лансароте (Канарские острова) завершилась регата, на которой разыгрывались последние путевки на Олимпийские игры в Токио от Европы.

Thumb nsr virtual 1

Виртуальная серия Nord Stream Race. В первом этапе приняли участие более 100 тысяч человек!

Первый этап электронной регаты Nord Stream Race стартовал 12 марта. В нем приняли участие 101 411 человек. Маршрут гонки пролегал от Киля (Германия) до Санкт-Петербурга, его протяженность составила 800 морских миль.

Thumb img 0524

Круглый стол Студенческой Парусной Лиги задал новый вектор развитию студенческого спорта в регионах

Круглый стол прошел 6 марта в рамках выставки Moscow International Boat Show. В мероприятии приняли участие активисты из различных регионов России от Санкт-Петербурга до Владивостока, руководители ассоциаций яхт, заинтересованные студенты.