21.08.2019

Предолимпийская неделя. Наталья Иванова: «У нашей сборной еще будет возможность прикататься»

 

На японском острове Эносима, в акватории которого в 2020 году пройдут олимпийские соревнования по парусному спорту,  продолжается предолимпийская неделя. О задачах, стоящих перед российской делегацией, рассказала главный тренер сборной России Наталья Иванова

- На предолимпийской неделе у нас выступали восемь спортсменов. Плюс дополнительно здесь тренируется Евгений Айвазьян (RS:X).

Погода очень жаркая, с очень высокой влажностью – невероятно тяжелые условия и физически, и функционально. С таким еще никто из нашей команды не сталкивался. До нынешнего момента самое жаркое мероприятие проходило в Омане – комплексный чемпионат мира, но там было сухо, поэтому все переносилось намного легче.

Изнуряющие погодные условия сильно влияют на результат, в связи с этим огромное значение приобретает процесс акклиматизации. Временная акклиматизация проходит у наших ребят довольно легко и быстро – буквально два-три дня и все чувствуют себя нормально, вошедшими в ритм. А вот акклиматизация к погодным условиям - очень тяжелая. Сейчас, ко второй половине регаты, все чувствуют себя невероятно уставшими, у всех уже на этом фоне сдают нервы… Но, надо сказать, некоторые из наших ребят справляются с ситуацией просто героически.

Стефания Елфутина, наверное, больше всех страдает от жары. Это связано со спецификой класса RS:Х, в котором разрешено «грести» в слабый ветер. В сильный ветер, когда спортсмены мокрые от воды, полегче. А в слабый… Другие классы в слабый ветер не сильно работают физически - там голова должна соображать, не перегреваться.

 

 

Сборная находится в Японии с большой научной группой, которая проводит разнообразные исследования. Проект называется «Адаптация». Это проект Олимпийского комитета России. Исследования проводятся для того, чтобы наиболее удачно спланировать завершающий этап подготовки к Олимпийским играм-2020. Чтобы знать индивидуальные особенности каждого спортсмена, чтобы вывести какие-то закономерности.

Возьмем концентрацию внимания – мы вывели четкую закономерность. Одна группа приехала в Японию 26 июля на чемпионат мира в классе 470, другая прилетела восьмого августа. Так вот, между ними была огромная разница в первые четыре дня. Особенно сильно отличалось утреннее состояние.

Идет мониторинг функциональных возможностей. Так, был сделан контрольный тест всех ребят перед вылетом сюда, и теперь специалисты наблюдают, на какой день спортсмены придут к своему базовому состоянию, которое было для них нормальным в Москве.

Также постоянно измеряется температуру тела спортсменов – нон-стоп 24 часа в сутки. И надо сказать, что в классе RS:Х, когда спортсмены находятся на воде, температура тела у них поднимается выше 39,5 градусов, что очень опасно. Это видно и по спортсменам: после одной из гонок Стефания была просто в полуобморочном состоянии. Были даже мысли, если ей не станет лучше, отказаться от следующей гонки. Стефания не одна такая – еще с несколькими гонщиками было то же самое. С такими состояниями спортсменов во время соревнований мы не сталкивались никогда.

По этой причине прошли два заседания медицинской комиссии. И тренеры - мы в том числе – боролись за то, чтобы организаторы разрешили спортсменам хотя бы не надевать во время гонок жилеты и майки, которые предоставляют организаторы. Чтобы как-то снизить, хотя бы на градус, температуру тела. В итоге была изменена гоночная инструкция, и Стефания сказала, что стало намного легче.

Надеюсь, на Олимпийских играх организаторы учтут этот опыт. Мы делимся своими данными с медицинской комиссией международной федерации, чтобы вместе оградить спортсменов от риска.

Что касается самой акватории Эносимы, то она тоже весьма специфическая. Разговариваем со многими иностранными коллегами, и все, даже те, у кого серьезные метеорологи работают, те же датчане, говорят, что здесь очень тяжело предугадать погоду. Сильные гонщики вдруг показывают слабые результаты, и их тренеры недоумевают, не понимают, что происходит. Большинство гонщиков, даже лидеры просто теряются…

 

 

Большое влияние на локальные метеоусловия оказывают местные особенности (очень изрезанная береговая линия), плюс есть и такие сильные факторы, как разогретая материковая Азия и океан. То есть идут глобальные процессы и на них накладываются местные особенности.

Мы ведем исследования, делаем свои замеры, пытаемся вывести какие-то закономерности. Мы изучаем прогнозы и предоставляем комплексной научной группе данные о том, что в реальности было на дистанции. Все сверяем, пытаемся выяснить, какие прогнозы лучше работают, какова погрешность, в какую сторону смещение и так далее.

Плюс, в Эносиме очень-очень-очень необычная волна. Например, после тайфуна, который прошел в первый гоночный день предолимпийской недели, волна была такая, что некоторые гонщики, например, в виндсерфинге, просто падали – было слишком тяжело. Не наши гонщики, слава богу… Но та же Елфутина говорит, что ну очень тяжело управлять доской из-за очень крутой волны. Ребята, у которых не складываются гонки, сетуют, что не могут приспособиться к таким условиям.

Вывод: в Эносиме надо проводить много времени – тренироваться, тренироваться и тренироваться. Команды, у которых есть такая возможность, это давно уже делают. Мы в свою очередь планируем в следующем году перед Олимпийскими играми минимум еще один заезд в Эносиму. Так что надеюсь, у наших спортсменов будет еще возможность «прикататься».

Подготовку на следующий год планируем с учетом этих обстоятельств – выбираем места, похожие на данную акваторию. И даже по время зимней подготовки будем стараться смоделировать такую волну. Есть несколько мест с более-менее похожими условиями, будем стараться обязательно включать их в план подготовки.

 

Что касается спортивной части регаты в Эносиме, то сюда приехали самые сильные гонщики – порядка 90 % тех, кто будет выступать на Играх-2020. Это очень хорошая возможность посмотреть расклад сил на данный момент. Есть еще время что-то исправить, где-то сделать рывок, что мы и будем стараться сделать в следующем году.

 

Пресс-служба ВФПС

 

 

Видеоканал

Thumb wide  3004260 cr

Чемпионат России в олимпийских классах. Смена лидеров в двух классах

Нестабильные погодные условия в акватории яхт-клуба «Дружба» позволили провести только по одной гонке в каждом классе.

Thumb  3003207

Чемпионат России в олимпийских классах. Пока без сюрпризов

Сегодня в Тольятти на базе яхт-клуба «Дружба» прошли первые гонки самой главной национальной регаты. В классах 49-й и 49-й FX состоялось по четыре гонки, в классах Финн, Лазер, Лазер-радиал и 470 – по три.

Thumb  3002818 cr

Чемпионат России в олимпийских классах. Главная регата страны открыта!

Чемпионат России-2019 в олимпийских классах проходит в Тольятти на базе яхт-клуба «Дружба». В главном соревновании принимают 187 яхтсменов из 32 городов России.