19.10.2019

Mini Transat 2019. Ирина Грачева: «За 300 миль до финиша я обнаружила, что в лодку поступает вода»

 

Ранним утром 14 октября в Лас-Пальмасе (Канарские острова) финишировали лидеры трансатлантической парусной гонки. Российская гонщица Ирина Грачева показала в своем дивизионе 25 место и прошла дистанцию от Ла-Рошели за 9 дней 21 час и 39 минут.

Предлагаем интервью спортсменки от Андрея Петрова.

- Ирина, поздравляем с успешным завершением этапа! Как в целом прошла гонка? Открылось ли для вас что-то новое, или вы столкнулись в ней именно с тем, что ожидали и к чему готовились?

- Спасибо за поздравления! Что касается действительности и ожиданий… Это ведь не первая моя столь длительная гонка, пройденная в одиночку. На этапе подготовки, еще в прошлом году я принимала участие в регате из Ле-Сабль-д’Олон на Азоры и обратно, а это 2 раза по 1300 миль. Тогда на прохождение первой части дистанции у меня ушло 13 дней, так что опыт длительного пребывания в океане у меня уже был. Тем не менее, сейчас не все оказалось для меня привычным.

Начну с того, что совершенно неожиданно для меня самой уже в самом начале гонки меня сильно укачало, и первые два дня я чувствовала себя очень плохо. Это состояние для меня не внове, но за этот долгий сезон я, что называется, «прикачалась», и уже не испытывала большого дискомфорта. А здесь такой неприятный сюрприз! Думаю, это произошло из-за того, что в Бискае в это время наблюдалась волна, оставшаяся от предыдущего циклона, направление и большие размеры которой не вполне соответствовали тому ветру, в котором мы шли. И на эти непривычные условия организм отреагировал по-своему. В итоге я с трудом продержалась эти два дня и не смогла собранно пройти смену погодных фронтов, упустила возможность побороться за тактическое преимущество на этом первом этапе гонки.

Зато потом настало время приятных сюрпризов. Я с некоторой опаской ждала сильных попутных ветров у португальского побережья, зная по своему опыту, что нести полную парусность я смогу лишь в том случае, если буду сама рулить. Доверять лодку авторулевому в то время, когда у меня поставлен спинакер, нельзя – она склонна к брочингу. Раньше мне всегда приходилось выбирать: идти без отдыха и нести полные паруса, или уменьшить парусность и проигрывать в скорости. Однако на этот раз, несмотря на то что на порывах ветер достигал 30 узлов, лодка вела себя гораздо спокойнее и полную парусность выносила довольно уверенно. Мы заранее готовились к этому отрезку пути сразу за мысом Финистере, где ожидалось усиление ветра до 40 узлов. Усиление действительно пришло, хоть и не такое большое, как прогнозировалось. Я прошла его краем – так было правильно, и мы это изначально планировали. В это время и выяснилось, что лодка отлично идет под штормовым спинакером code-5, глиссирует с волны, и авторулевой с ней хорошо справляется. Труднее было идти с меньшим ветром (около 20 узлов), но под большим спинакером. Вот тут уже приходилось полностью переходить на ручное управление. Был момент, когда я шла без отдыха непрерывно больше 20 часов, включая и работу с парусами, и рулежку. С одной стороны – не так уж и много, но ведь позади уже несколько дней пути, и впереди – еще несколько…

 

 

- А как вообще в условиях гонки справляться с переутомлением? Так же, как это делает автомобилист, когда, почувствовав чрезмерную усталость, останавливается минут на 15-20 поспать?

- Ну, вариант «остановиться» — это, конечно, не про нас… Но – да, уменьшаешь парусность, ставишь на автопилот и идешь спать. В той ситуации, о которой я рассказала, мне было относительно просто продержаться так долго без сна, потому что я знала, что скоро этот ветер кончится, и я смогу отдохнуть. Это было лишь вопросом времени, требовалось только потерпеть. В целом же, наверное, правильным будет давать отдых организму, если дальше тебя ждут более сложные условия. Если же ты знаешь, что впереди будет легче, то правильнее хорошенько напрячься и работать. Правильнее и со спортивной, и с психологической точки зрения. Со спортивной понятно – скорость важна. А психологически получается так, что когда ты выкладываешься, отдаешь всего себя гонке и знаешь, что делаешь все, что можешь, то дальше делаешь еще больше. А вот когда ты сдаешься, даешь самому себе послабление, то позже оказывается очень трудно с собой договориться: начинаешь себя корить и ругать за эту слабость. Для одиночников очень важно уметь договариваться с самим собой. Прислушиваться к своему организму, решать, когда нужно дать ему отдохнуть, и главное – решив отдохнуть, затем не ругать себя за это.

- В целом сил на всю гонку хватило?

- Да, и сейчас уже понятно, что я действовала правильно. И сама выбранная на гонку стратегия мне тоже понравилась: как идти после мыса Финистерае, момент поворота, как проходить ворота, где встречать ветер и так далее. Все это сработало.

- Серьезных технических проблем удалось избежать?

- Ну, не совсем. Миль за триста до финиша я обнаружила, что в лодку поступает вода. Выяснилось, что она проникает в корпус через щель в транце. Дело в том, что места крепления перьев руля к транцу дополнительно изнутри усилены пластинами. Нагрузка на опоры во время движения большая – на нижнюю, например, около тонны. В какой-то момент произошло отслоение одной из пластин, и руль начал продавливать пластик. Образовалась щель, которая со временем расширялась. Идти предстояло еще долго, и надо было решать, что делать: искать какой-то выход прямо на воде или направиться к берегу для ремонта. Тут ведь не только вопрос устранения течи – если у руля нет хотя бы одной точки опоры, он уже не работает, ломается, так как происходит перекос тяги, которая обеспечивает синхронность поворота рулей. Вставать в ремонт – огромная потеря времени. А что можно сделать на ходу? Значительно уменьшить площадь парусов, чтобы снять нагрузку на руль… Но, например, в лавировку или галфвинд даже это не поможет, течь устранить не получится. Когда прошел холодный фронт, я постаралась увеличить нагрузку на передние паруса и одновременно слегка зарифила грот, а внутри корпуса сделала из аварийного румпеля упоры под эту пластину. Надо сказать, упоры держались на честном слове, буквально на чистом трении, но – сработало! Удалось поджать щель и остановить ее распространение по корпусу, хотя было видно, что вся эта система ходуном ходит, «дышит». Я думаю, что возникшая проблема связана с неправильным ремонтом, который был проведен на лодке еще до меня: предыдущий владелец уже укреплял транец под опорами, но сделано это оказалось не лучшим образом. А я, в итоге, все же нормально дошла до финиша, причем нагружала лодку уже по полной. Когда занималась устранением аварии, опасалась, что существенно отстану от своих ближайших соперников, но оказалось, что проиграла в этот момент всего пару-тройку миль.

- Есть ли уже представление, как провести ремонт?

- Да, я понимаю, что и как нужно сделать, но хочу не сама этим заниматься, а поручить работу профессионалам. Все-таки речь идет об очень нагруженном и ответственном месте, поэтому я хочу, чтобы и ремонт был проведен ответственно, красиво и профессионально. С использованием необходимого для этого оборудования, инструментов и материалов. Вопрос, на самом деле, небольшой, но последствия могут быть весьма серьезные.

- Похоже, транец – слабое место на «мини»? Сразу несколько лодок столкнулись с серьезными проблемами, связанными именно с этой конструктивной частью…

- Я бы так не сказала. Проблемы были у всех разные и просто локализованы на транце. А в случае с Павлом Рубалом вообще произошло столкновение… А общей проблемой первого этапа я бы назвала электрику. На многих лодках ведь возникли неполадки с энергетическими установками, многие шли и финишировали «на руках». Проявлялись эти неполадки по-разному. У кого-то батареи не заряжались, у кого-то отказывал основной источник питания. На серийных лодках, оборудованных литиевыми батареями, запрещено иметь генератор, работающий на метаноле, поэтому многие идут на солнечных панелях. Но часто и те, кто мог бы взять с собой генератор, отказываются от него, так как вместе с запасом метанола он дает огромный лишний вес. В итоге солнечных панелей людям не хватало, так как в течение дня они не всегда находятся под эффективным углом, и полученного с их помощью заряда не хватает на ночную работу. С одной стороны, можно испытывать гордость за тех яхтсменов, кто был вынужден все время рулить самостоятельно и при этом показал неплохие результаты – в такие моменты даже собственные достижения начинают мне казаться менее значительными. Но, с другой стороны, понимаешь, что в определенной степени проблемы с электрикой – это результат недостаточно внимательного отношения к данному вопросу во время подготовки или сознательного выбора между экономией веса и надежностью.

- Вернемся к пройденному маршруту: дистанция длинная, флот по ней разбросан довольно сильно. Как часто вы находились в визуальном контакте с другими участниками?

- Постоянно! В пределах пяти миль рядом всегда кто-то был. Это и не удивительно, так как стратегия прохождения вдоль побережья у всех была примерно одинаковая – придерживаться запада. Поэтому как минимум несколько соперников я на своем АИСе всегда наблюдала. На той прошлогодней регате, о которой я уже говорила, у гонщиков было множество вариантов, как добраться до Азорских островов, поэтому все разошлись в разные стороны, и я неделю вообще никого не видела. А тут все было по-другому. Если честно, мне даже жаль, что так получилось: я люблю идти в одиночестве, а потом, при пересечении курсов, радуюсь неожиданным встречам в пути.

- А вообще, какой информацией о своем положении, о положении соперников вы обладаете в гонке?

- Мы не знаем точно, кто и как идет – можем только предполагать. Мы видим себя относительно генеральной линии, получаем по радио данные о своем месте и местах соперников, которые определяются по расстоянию до финиша. Но это ведь очень условная информация, не позволяющая судить о том, кто-где точно находится и куда направляется в данный момент. Но она помогает ориентироваться. Она дает представление о том, насколько успешны те или иные твои решения, когда ты сравниваешь изменение своей позиции относительно ближайших соперников.

- С чем-то еще интересным, необычным довелось столкнуться в пути?

- Да, был еще один приятный сюрприз, связанный с парусами: я смогла значительно улучшить скоростные показатели лодки при движении под большим спинакером. Так, например, в бакштаг, при среднем по силе ветре 10-12 узлов, мне удалось долгое время идти, не отставая от новых серийных лодок проекта «Макси», чего раньше никогда не получалось сделать. Кроме того, я заметила существенную разницу при движении в сильный ветер сейчас и весной, когда воздух был холодным. Если раньше я с трудом выносила средний спинакер в холодном ветру при 20 узлах, то теперь – и я упоминала об этом выше – лодка устойчиво шла под большим спинакером даже в более сильный ветер. Я не до конца понимаю физику процесса, но опытные гонщики этот факт подтверждают: теплый и холодный воздух при одинаковой скорости ветра оказывает разное давление на парус. Говорят, что на втором этапе, при пересечении Атлантики, воздух еще теплее, и ветер в 30 узлов совсем не будет проблемой.

- И чем, помимо ремонта, вы собираетесь заниматься в оставшееся до старта второго этапа время?

- Хотелось бы хорошенько отдохнуть! Раз уж я оказалась здесь, на Канарских островах, позволю себе небольшую поездку на Тенерифе. И буду готовиться к переходу через океан.

 

 

Участие Ирины Грачевой в Mini Transat проходит при поддержке компаний NORD consulting, Griffon, Ullman Sails, Fordewind-Regatta, Gill, A.P.I. Marine, Sail Ropes, NAVTEAM, WISTA Russia, «Альфа страхование», Aquapac, «Мобильный век», Nautix, MX6, Lyophilise & Co.

Спонсорскую помощь российской яхтсменке оказывает фонд Path Yachting Foundation.

 

За ходом гонки в режиме онлайн можно следить на сайте Mini Transat  

Дополнительная информация

 

Видеоканал

Thumb wide 75264881 2794242900600084 7962773378559901696 o

Европейская неделя в классе Дракон. Rocknrolla Дмитрия Самохина с золотом и бронзой!

16 ноября в Пуэрто Порталс на острове Мальорка захватывающим финалом завершился сезон соревнований в классе Дракон. В течение недели были разыграны награды двух европейских турниров.

Thumb 191117 pm 44cup palma 18432 8286

44RC. Российская «Ника» Владимира Просихина – с бронзой сезона-2019

На Мальорке завершился сезон класса RC44, в котором выступают российские команды «Ника», «Броненосец» и «Таватуй».

Thumb 0

44Cup. «Броненосец» в тройке заключительного этапа серии

15 ноября на акватории Пальмы (Мальорка) стартовали гонки заключительного этапа 44Cup сезона-2019. Среди участниц – российские «Броненосец», «Ника» и «Таватуй».