10.03.2020

Наталья Иванова: «Только объединив все усилия, мы придем к желаемому результату»

 

До заключительного этапа отбора в олимпийскую сборную осталось менее месяца. Пресс-служба ВФПС встретилась с главным тренером сборной России Натальей Ивановой, чтобы вспомнить о ходе подготовки наших спортсменов и их победах и узнать, что и кто стоит за этой работой и успехами.

 

 

- 27 марта в Пальме стартует 51-й Кубок Принцессы Софии. Для наших спортсменов это заключительный этап отбора в олимпийскую сборную. Наверное, это самый волнительный период в их жизни, не так ли?

- Это очень эмоционально затратно. Бывает в олимпийский год, что из-за большого количества отборочных соревнований, достигнув цели и попав в олимпийскую команду, человек «выдыхает» и сил на главный старт четырехлетия ему уже не хватает. Именно поэтому мы постарались сформировать команду раньше, а не отбирать олимпийцев вплоть до июня.

Некоторые спортсмены уже тренируются на Мальорке, например, экипаж класса 470 Павел Созыкин и Денис Грибанов. Усилиями сборной для них была приобретена новая лодка, на которой ребята приняли участие в регате Training camp Arenal, в рамках которой проходил чемпионат Испании. Могу сказать, старт был хороший – Созыкин с Грибановым заняли 2 место!

- Ребята не перестают радовать! В Пальме уже давно тренируется и Аркадий Кистанов?

- Да, он прилетел на остров зимой, осенью был со всей командой в Сочи. На Мальорке у него есть сильные конкуренты, с которым он может ходить, тренироваться. Ему помогает Ланфранко Черилло – давний попечитель россиян класса Финн. В начале года я звонила Аркадию, спрашивала, что ему нужно и можем ли мы ему чем-то помочь. Он сказал, что на тренировочный период все обеспечено. Соответственно мы взяли на себя участие в весенних регатах.

Очень надеюсь, что он сможет взять олимпийскую лицензию в апреле на этапе Кубка мира в Генуе. В прошлом году Аркадий был очень близок к этой цели, ведь практически всю регату чемпионата мира он провел в «лицензионной зоне», ему не хватило лишь чуть-чуть.

- При этом у Кистанова есть конкурент – Егор Терпигорев.

- Сейчас он больше задействован в коммерческих проектах и немного отошел от олимпизма, но мечта попасть на Игры его не оставляет! Егор все еще хочет бороться и конкурировать. На чемпионате России он доказал, что ему это по силам. В определенных условиях он идет весьма неплохо! Все-таки у него очень большой опыт, да и физическая форма хороша. Егор тоже планирует участвовать в этапе Кубка мира в Генуе.

- Вспоминая чемпионат мира, который проходил в прошлом году на озере Гарда, нельзя не спросить про Стефанию Елфутину. Тогда она впервые в карьере выиграла медальную гонку, что обеспечило ей место в олимпийской сборной.

- Да, Стефания выступила в Италии очень удачно несмотря на то, что ей там было тяжело. В начале сезона ничто не предвещало хороших результатов. У спортсменки был спад, связанный с вопросами здоровья. Вместе с ее тренером мы подключили к ее подготовке персонального тренера по ОФП, других специалистов. Стефания проделала огромный объем работы, чтобы вновь обрести нужную форму. Своим выступлением на Гарде она в очередной раз доказала, что является настоящим бойцом!

Чемпионат мира в Италии и предолимпийская неделя в Японии были для нее очень важными соревнованиями. На этих двух регатах Стефания должна была попасть в восьмерку сильнейших. В Эносиме она была пятой, на Гарде заняла 4 место, что позволило отобраться в олимпийскую сборную с первого этапа. Более того, выступления говорят о том, что, если все пойдет хорошо, у нашей спортсменки есть все шансы на успех на Олимпийских играх.

При этом молодые девочки тоже выступают весьма удачно, например, Яна Резникова. Сейчас подготовка к Играм-2020 в приоритете – такие задачи перед нами ставит Министерство спорта. Тем не менее, мы стараемся не только обеспечить необходимым тех, кто готовится к Олимпийским играм, но и не оставить без поддержки остальных, и поэтому в конце месяца на Мальорку мы повезем за счет бюджетных средств и Яну Резникову, и Анну Хворикову. Важно, чтобы они старались, боролись и нарабатывали необходимую соревновательную практику. Дальше, конечно, у них сменится класс с RS:X на iFoil. Тогда уже будем смотреть, кто сильнее у девушек, кто сильнее у ребят.

- На чемпионате мира на Гарде Евгений Айвазьян выпал из борьбы за олимпийскую лицензию буквально в последний день. Каковы шансы Генуе?

- Сейчас финансируются три номера: Евгений Айвазьян, Александр Аскеров и Владислав Бурмистренко. Благодаря поддержке Сергея Кузнецова, одного из попечителей федерации, ребята выполнили план подготовки: тренировались в Виламуре (Португалия), затем переехали на один из Канарских остров – Лансероте. При этом они все время тренируются бок о бок с сильнейшими соперниками. К сожалению, на чемпионате мира в Австралии ребята выступили крайне неудачно. О причинах можно будет говорить чуть позже, пока мы собираем всю информацию, чтобы проанализировать их выступление. Надеюсь, к Генуе удастся подготовиться лучше.

- От зрителей скрыты многие детали тренировочного процесса, в том числе, как происходит анализ полученных в ходе соревнований данных. А ведь в парусном спорте много факторов влияют на результат…

- В январе 2019 года была внедрена система контроля тренировочного процесса. Это электронная система, позволяющая вести учет всех тренировочных нагрузок, производить качественный анализ. Привыкнуть к ней спортсменам было сложно, зато теперь сразу видно, сколько часов было отработано, какие у кого недочеты, в какой ветер ходили. Плюс, общение с тренерами дает понять направленность работы. Много новых данных собираем с датчиков, пульсометров, приборов GPS, с которыми ребята ходят на воду. Так мы отчетливее видим их нагрузки, знаем к чему готовить каждого спортсмена. Это создает более полную картину и возможность качественнее прорабатывать ошибки, которые мешают двигаться дальше. Для нас вырисовывается модель того, какими характеристиками должен обладать яхтсмен какого-либо класса. В этот олимпийский цикл мы привлекли действительно квалифицированных специалистов: врачей, массажистов, тренеров по ОФП, комплексную научную группу во главе с А.В. Плотниковым. Все они помогают спортсменам достигать поставленных спортивных задач.

- В одном из интервью вы рассказывали о том, что на test event в Эносиме с командой работала группа специалистов ОКР и проводила исследования по адаптации и акклиматизации в Японии. Это также было частью работы нашей сборной?

- Конечно! Это стало возможным при методической поддержке Минспорта и Олимпийского комитета и сотрудничеству со специалистами Инновационного центра олимпийского комитета, которые также внесли вклад в нашу подготовку. У них новейшие технологии, они постоянно тестируют наших спортсменов, делятся с нами важными сведениями и знаниями. В Эносиме также собрали много данных, круглосуточно измеряя множество параметров, тестировали способы регуляции состояния. Теперь мы знаем основные сложности, как лучше с ними справляться, в какие сроки нужно приехать в Токио, когда полностью заканчивается период адаптации. Все это помогает смоделировать заключительный этап подготовки к Олимпийским играм. Федерация парусного спорта стала одной из немногих федераций, кому удалось осуществить эту программу. Полученные данные имеют большое значение и в общей научной работе, могут помочь и другим российским сборным командам.

- Хочется поговорить о самом массовом классе Лазер и о наших претендентах на поездку в Токио в составе сборной России.

- В целом в классе Лазер результаты спортсменов стали намного выше, чем в прошлом олимпийском цикле. Здесь прогресс есть у всех, как у Сергея Комиссарова, так и у Максима Николаева и Даниила Крутских. Раньше наши ребята занимали 60-70 места, сейчас их прогресс очевиден. Сейчас 24 место на чемпионате мира в Австралии нашего лидера класса мы расцениваем, как неудачное выступление, потому что он может лучше! Сергей много тренируется и прекрасно подготовлен и технически, и тактически.

По моему мнению, главная причина того, что в Австралии ни одному из наших спортсменов в итоге не удалось зацепиться за топ-15, кроется в психологической подготовке. Сейчас Комиссаров работает в Хорватии, после чего, в составе нашей большой команды, поедет на Мальорку продолжать отбор. Сможет ли Сергей в нужном месте и в нужное время собраться, как он сделал это в прошлом году, завоевав лицензию – покажет время.

- Тем более, в этом классе большая конкуренция и Максим Николаев вряд ли намерен уступать.

- Максим - большой молодец! Несмотря на то, что он второй номер, мы нашли средства, чтобы спортсмен принял участие во всех этапах отбора, включая австралийский чемпионат мира. В этом году он собрался и проделал большой путь. Могу сказать, что Максим Николаев образца трехлетней давности, каким я его увидела, когда только пришла на должность главного тренера, и Максим, которого мы видим сейчас, – это два разных спортсмена.

Для успеха каждого из членов сборной, в принципе, прилагается целый комплекс усилий различных спортивных организаций. В прошлом году Максим готовился в Сочи, потом вместе с итальянцами, тренировался он и в Австралии. Конечно, не обошлось и без весомого вклада родителей. Но, бесспорно, самое главное – это мотивация, желание яхтсмена и здоровая конкуренция. Это стимул для мобилизации всех сил и способностей. В Максиме появилась хорошая спортивная злость, желание доказать и показать свои навыки в деле.

- Наверное, хорошую мотивацию получил и Даниил Крутских после победы на чемпионате мира в классе Лазер-радиал?

- Мы все рады этой победе, несмотря на то что для мальчиков Лазер-радиал – не олимпийский класс. Продолжая работать в том же духе, Даниил однажды сможет стать олимпийцем и защищать цвета нашего флага. Наш спорт многофакторный, здесь все должно сойтись: желание, талант, плюс к этому и финансирование, и хороший тренер, общий уровень и конкуренция в команде. Конечно, большой плюс в его подготовке, что его родители - тренеры.

Даниилу, ввиду его перспективности, тренерским советом была выделена ставка спортсмена-инструктора, несмотря на то что он не является членом основного состава. По просьбе его тренера мы отправили в Австралию контейнер с матчастью, - мне удалось убедить Олимпийский комитет России выделить на это дополнительные средства, так как его школе вряд ли удалось бы обеспечить аренду катера и четырех лодок на полтора месяца подготовки в Австралии. Если перевести все это в цифры, примерные затраты составляют 700 000 рублей. Безусловно, хорошо, что в регионах есть возможность обеспечить спортсменов тем, чего не хватает им по сборной команде. Именно таким образом, вместе, мы обеспечиваем качественный тренировочный процесс.

- И о финансовой стороне вопроса: сколько в среднем средств тратится на подготовку одного спортсмена?

- Если рассматривать на примере Даниила, то это около 450 000 рублей за прошлый год. В составе сборной за счет Министерства спорта, он принял участие в январских сборах в Сочи, в августе – в сборе в Анапе, затем было первенство Европы в Польше, в сентябре снова был сбор в Анапе, затем и в Сочи, после чего последовало первенство мира в Хорватии, ну, и в ноябре-декабре – опять сборы в Сочи. При этом, он получает бесценный опыт, который перенимает у старших спортсменов своего класса, периодически тренируясь и выступая вместе с ними.

- Очевидный прогресс присутствует и в классе Лазер-радиал: есть Екатерина Зюзина, которая взяла олимпийскую лицензию, Валерия Ломатченко, которая уже соревнуется среди взрослых спортсменов, и Мария Кислухина, недавно перешедшая в основную команду.

- Да, здесь тоже виден рост! В прошлом олимпийском цикле лицензию взять не удалось - сейчас это сделала Екатерина Зюзина. Валерия и Мария уже добились успехов на молодежном уровне: как мы знаем, они призеры первенств мира и Европы. Так как две из этих девушек занимаются в школе «Крестовский остров», два года назад мы ради общей цели объединили со школой бюджеты: какие-то затраты покрывала школа, какие-то сборная. Девушки в прошлом году тренировались вместе под руководством тренера сборной. Молодые девочки не дают засидеться более опытной Екатерине Зюзиной - конкуренция подстегивает ее на более высокие результаты. Сейчас, за счет бюджетных средств, мы отправляли всех их на чемпионат мира. Там Катя заняла 30-е место, поначалу же шла 23-й. Тем не менее, она обеспечила себе большой задел в 20 мест - девочкам будет непросто ее догнать на втором этапе отбора в олимпийскую команду. Однако, это явно не все, на что способна каждая из них.

- Скоростные классы. Как у них обстоят дела? На чемпионате мира в Новой Зеландии они были далеки от лицензии.

- Здесь надо быть объективным и понимать, что это самые дорогие классы. И в связи с нынешней финансовой ситуацией, приходится ребят урезать. К сожалению, они не имеют всех тех возможностей, которые есть у их конкурентов, и тем не менее, мы стараемся им помогать. Здесь очень хотелось бы получить поддержку от регионов, ведь только скооперировавшись можно рассчитывать на желаемый результат. Спортсменам очень непросто бороться за лицензию. У них элементарно не хватает матчасти! Хочется отдать должное - бороться они не перестают! По линии сборной команды, за бюджетные деньги мы вывозили их и на чемпионат Европы, и на чемпионат мира. Как вы понимаете, это очень дорогое мероприятие, но не дать ребятам шанса побороться за лицензии мы просто не могли! Повезем их и в Геную на последний этап отбора. Все может случиться! Например, наши спортсмены класса Накра 17 сейчас третьи в Европе без лицензии. Будет их ветер и им удастся себя реализовать.

Здесь не приходится говорить о высоких результатах на Олимпийских играх, но шанс попасть на них мы должны использовать. Здесь мы тоже очень рассчитываем на поддержку регионов. В классе 49-й сложилась такая ситуация, что после чемпионата Европы ребята остались практически без подготовки. В итоге после чемпионата мира экипаж распался… Ян Чех и Иван Зотов сели в разные лодки.

- Не лучшая новость в преддверие регаты в Генуе. Кто теперь их напарники и хватит ли времени, чтобы сработаться?

- Сейчас Ян Чех тренируется и готовится к отборам с Павлом Карачовым. Академия парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга их поддержала, у ребят хорошая программа подготовки, «топовые» тренеры. Времени осталось мало, но опыт у ребят огромный! Этот вопрос обсуждался еще в начале года с руководителями школ. Тогда я сказала, что мы будем готовы их вывезти лишь при условии обеспечения их подготовки.

Если говорить о молодом экипаже Зои Новиковой и Дианы Сабировой, то надежда, что они смогут себя реализовать есть. Девочки – призеры первенства Европы, мотивированные, «заряженные». Этому экипажу не хватает лишь времени, чтобы полностью раскрыться, ведь они еще молоды. Однако, благодаря совместной работе сборной и школы «Крестовский остров», с ними работают отличные тренеры - Вадим Пушев и Юрий Коновалов.

- Теперь понятно, сколько нюансов должен учитывать главный тренер…

- Да, это постоянное общение со спортсменами, тренерами. Я всегда стараюсь обеспечить их всем необходимым, сделать все, что в моих силах. Например, в классе 470 постоянно проблемы с весом – мы подключаем диетолога. Стефании Елфутиной подключили персонального тренера по ОФП. Кому-то требуется психолог – подключаем к работе этого специалиста. Конечно, ребята всю эту работу могут и не видеть, но работники Федерации, Олимпийского комитета, Министерства спорта ежедневно прилагают немало усилий. Ежедневно мы ведем переговоры, достигаем договоренностей, организуем логистические и прочие процессы. Все это очень-очень непростая работа, особенно в нынешних реалиях критического недофинансирования. Требуется огромная настойчивость, огромные затраты нервов и энергии. Так что здесь мне необходимо находить баланс и рационально распределять время между организационной работой и тренировочным процессом.

Главного тренера вообще постоянно критикуют, но у меня есть свое видение, знаю, что нужно команде на данный момент и стараюсь всегда двигаться вперед. Важно найти диалог, взаимопонимание, консолидировать бюджеты, чтобы двигаться в одном направлении. Не доказывать что-то друг другу, а помогать нашим спортсменам. К счастью, нам это неплохо удается - двигаться в едином русле со многими ведущими школами и, будем надеяться, принесет результат.

 

Пресс-служба ВФПС

 

 

Видеоканал

Thumb wide 426a2609 cr

Летний сезон-2020 парусного клуба ZIGZAG завершен, зимний стартует уже 31 октября!

Летний календарь мероприятий парусного клуба ZIGZAG, который использует лодки отечественного дизайна и производства - mХ700, завершился, пришло время подвести его итоги и рассказать о перспективах на зимний.

Thumb 0d2a3069 cr

Первенство Европы в классе Оптимист. Лучший из россиян – Никита Черных – 31-й!

В самой важной и статусной регате сезона в классе Оптимист в нынешнем сезоне приняли участие 269 спортсменов из 34 стран, включая гонщиков из Бразилии, Таиланда, Гонконга и Китая.

Thumb 2020 10 15 220545

ВЫБОРЫ 2020. Председатель конференции Игорь Ченцов - о работе по ее подготовке

Член Президиума ВФПС и председатель конференции ВФПС Игорь Викторович Ченцов рассказывает о работе по подготовке сложнейшего мероприятия: Всероссийская федерация парусного спорта - одна из первых всероссийских федераций, которая смогла провести онлайн выборную конференцию.