10.05.2020

Поздравление с 75-летием Великой Победы от СППС

 

Участие ленинградских яхтсменов в Великой Отечественной войне и особенно в героической обороне города 1941-1944 годах навсегда останется славной страницей истории нашего спорта.

Невозможно вспомнить и назвать всех поименно, отметить каждый из тысяч эпизодов, когда воспитанные парусным спортом воля, смелость, знания и навыки сыграли решающую роль при выполнении боевой задачи или позволили спасти чьи-то жизни. Но память о целом поколении наших предшественников, отстоявших страну, защитивших любимый город, иногда ценой собственной жизни, остается с нами и будет жить всегда.

В последние предвоенные годы парусный спорт в Ленинграде развивался не только как спортивная дисциплина, но и рассматривался как один из элементов допризывной подготовки резерва для военно-морского флота. Поэтому, неслучайно, что уже на третий с начала войны день в Яхт-клуб ВЦСПС на Петровской косе прибыли представители руководства противовоздушной обороны (ПВО) города. Постоянные налеты фашистской авиации требовали организации защиты воздушного пространства со стороны моря. Лучше яхтсменов с этой ролью справиться не мог никто. Так в составе ПВО Ленинграда появилось подразделение Невской губы, основу которого составили яхтсмены, прекрасно знающие местную лоцию и способные выполнять поставленную задачу в особых условиях жизни на воде. В их распоряжение были переданы десятки деревянных барж и плашкоутов, на которых были сооружены платформы для зенитных орудий и станции подъема защитных аэростатов. Помощником командира ПВО Невской губы и начальником штаба этого подразделения был назначен начальник учебной части Яхт-клуба ВЦСПС заслуженный мастер спорта Иван Петрович Матвеев, сразу произведенный в старшие лейтенанты.

Позднее, когда враг окружил город плотным кольцом и возникла опасность проникновения в город диверсионных групп водным путем, в системе морской обороны была создана служба Охраны водного района (ОВР), важную роль в которой также сыграли яхтсмены. Эта группа базировалась в яхт-клубе «Водник» на Крестовском острове и подчинялась напрямую начальнику ОВРа А.М.Богдановичу. Тогда же на острове Вольный, где размещалась спортивная база Первого морского клуба, была сформирована специальная группа разведотдела КБФ, возглавляемая известными до войны яхтсменами: Александром Васильевичем Курышевым (командир) и Сергеем Семеновичем Седовым (политрук). Задачей группы была организация диверсионных операций на захваченных врагом территориях от Выборгского залива до Невской губы, помощь в эвакуации бойцов Красной Армии, сотнями оставшихся в прибрежных лесах от Койвисто до Терийок. Всего в эти отряды было привлечено около 200 яхтсменов. Военно-морскими судами стали знаменитые дальними походам яхты «Пионер», «Ударник», «Стахановец» и «Ленинградец».

В октябре 1941 года для организации непосредственной обороны города со стороны моря в составе Краснознаменного Балтийского флота была сформирована Ленинградская военно-морская база. Первым командиром ЛенВМБ стал контр-адмирал Юрий Александрович Пантелеев – яхтсмен с дореволюционным стажем и один из первых организаторов Советского парусного спорта. Первые же боевые операции ему пришлось проводить с активным использованием яхтсменов. По требованию командующего Ленинградским фронтом Г.К.Жукова, они в течение короткого срока четыре раза обеспечивали переброску десанта на занятый фашистами южный берег Невской губы. Сотни бойцов были доставлены на катерах, моторных лодках и шлюпках в гавань Стрельнинского яхт-клуба, в нижний парк Константиновского дворца, в район завода «Пишмаш», где ныне базируется яхт-клуб «Балтиец». В трагической участи этих десантов нет вины яхтсменов.

С началом суровой и ранней зимы 1941-1942 годов на льду Невской губы были собраны 34 буера-«площадки», способных перевозить до тонны груза или группу вооруженных бойцов. Практически сразу 19 буеров были переданы в распоряжение Ладожской военной флотилии для обеспечения ледовой трассы, названной впоследствии Дорогой жизни.

Командиром этого отряда стал яхтсмен Иван Иванович Сметанин. С 19 ноября и до начала регулярного автомобильного движения 22 ноября буеристы, делая по два-три рейса в день возили мешки с мукой и бочки с бензином для осажденного города, а обратно перебросили на Большую землю несколько сотен изможденных голодом ленинградцев. Под огнем врага вели ледовые яхты замечательные яхтсмены Н.Е.Астратов, В.И.Храмцов, С.В.Витт, М.Ф.Антонов, Е.И.Лодкин, А.А.Кукин, В.Д.Дмитриев и их товарищи.

На льду Невской губы борьба шла за контроль над Морским каналом – единственным глубоководным фарватером, по которому подводные лодки могли пройти для ремонта на ленинградских заводах и вернуться в Кронштадт для продолжения боевых действий. Немцы начали делать во льду лунки и спускать туда мины. Для наблюдения за фарватером и за занятым южным берегом в закрытой дамбой части Морского канала был организован пост наблюдения.

Командиром поста был назначен лейтенант Игорь Николаевич Климчинский – впоследствии один из наиболее авторитетных руководителей парусного спорта в СССР. На борьбу с фашистскими диверсантами регулярно выходили буера под управлением В.Г.Щепкина, Б.П.Дмитриева, И.П.Матвеева, Н.М.Ермакова, М.А.Пахомова. На каждом буере находились боец с пулеметом и 2-3 минера с автоматами. Живая сила противника уничтожалась, а обнаруженные мины подрывались. Смелые рейды буеристов вынудили немцев отказаться от этой затеи и ни один корабль на вражеских минах не подорвался.

Не обходилось и без жертв среди яхтсменов. Особенно тяжело переживалась геройская гибель Владимира Григорьевича Щепкина – выдающегося яхтсмена и признанного лидера парусного спорта в предвоенном Ленинграде. Умер от голода Николай Юльевич Людевиг – мудрый наставник целого поколения ленинградских парусников, автор нескольких книг, конструктор яхт и буеров, участвовавших в боевых действиях. Во вражеском плену побывали Дмитрий Николаевич Коровельский, Дмитрий Григорьевич Мовчан, Борис Сергеевич Яковлев.

Поздней осенью 1943 года яхтсмены на катерах и малых судах активно участвовали в операции по тайной ночной переброске бойцов 2-й Ударной армии от причала в Лисьем носу на Ораниенбаумский плацдарм, откуда зимой 1944 года был нанесен победный удар по фашистской группировке. Летом того года многие ленинградские парусники на катерах ОВРа участвовали в освобождении островов Бьеркского архипелага и Выборгского залива. За участие в этих операциях командир катера Николай Михайлович Ермаков, в числе первых прорвавшийся в пролив Бьерке-Зунд, был награжден Орденом Красного знамени.

Такой же награды удостоен И.П.Матвеев, связавший дальнейшую жизнь с флотом и ставший подлинной легендой парусного спорта. В первые послевоенные месяцы яхтсмены, добравшиеся до Германии, участвовали в экспроприации имущества немецких яхт-клубов, основательно пополнившее гавани Ленинграда и Москвы. Главным экспертом по отбору был А.В.Курышев, в числе его помощников были М.А.Пахомов и В.Н.Дерябин, привезший в СССР первые «звездники» и «олимпики».

Воевали яхтсмены и на других фронтах Великой отечественной войны. В Брестской крепости принял первый бой Иван Константинович Иванов, на Кольском полуострове сражался с немецкими егерями Борис Герасимович Лалыко, на Ленинградском фронте воевали Константин Борисович Каракулин, Валентин Алексеевич Глушков, Лидия Борисовна Воронина, в Германии закончили войну разведчик Эдуард Янович Стайсон, танкист Андрей Александрович Мазовка, летчики и друзья по всей жизни Гарри Давидович Рожанский и Николай Федорович Миронов. Правда последнему пришлось еще повоевать с Японией.

Особенно хочется отметить Владимира Федоровича Яковлева, одиннадцатилетним мальчишкой ставшего разведчиком в партизанском отряде, а после снятия блокады направленного в Кронштадтскую школу юнг, где он добился направления юнгой на один из бронекатеров Дунайской флотилии и прошел с боями до Будапешта и Вены. После войны В.Ф.Яковлев стал кавалером Ордена Ленина, а как спортсмен побеждал в чемпионатах СССР, участвовал в XX Олимпийских играх в составе экипажа Б.А.Хабарова. В Соловецкой школе юнг Военно-морского флота получил первую морскую закалку В.С. Спиридонов, впоследствии долгие годы бывший одним из самых активных яхтенных капитанов «Яхт-клуба Ленинградской Военно-Морской базы», организатор и преподаватель на курсах яхтенных рулевых в этом яхт-клубе.

Героями Советского Союза стали прошедшую школу плавания под парусами в ленинградских яхт-клубах легендарный разведчик Владимир Александрович Лягин и отважный командир звена торпедных катеров КБФ Абрам Григорьевич Свердлов.

Неоценим вклад в победу парусников разных поколений, трудившихся в блокадном Ленинграде. Высокий и ответственный пост директора Адмиралтейского завода занимал Павел Петрович Перовский – яхтсмен и воспитанник Первого морского отряда Всевобуча. Бывший до войны капитаном яхты «Рабочий» и директором яхт-клуба «Водник» Сергей Иванович Ухин отвечал за ремонт подводных лодок на заводе «Судомех». У токарного станка трудился 14-летний Вячеслав Тимофеевич Попель – будущий многократный чемпион СССР.

Многие годы после окончания войны ветераны сохраняли признательность Константину Терентьевичу Тузу, получившему персональное задание адмирала Пантелеева сохранить имущество яхт-клуба ВЦСПС, перешедшее ему в наследство от Императорского Речного яхт-клуба. Константин Терентьевич задание с честью выполнил, прожив в яхт-клубе всю блокаду с оружием в руках.

Большинство яхтсменов - участников Великой Отечественной войны, после ее окончания вернулись в парусный спорт и оставили в нем заметный след. Победителями многих всесоюзных и международных регат, участниками Олимпийских игр, конструкторами и строителями яхт, руководителями и тренерами становились прошедшие войну мастера парусного спорта И.П.Матвеев, Н.М.Ермаков, А.П.Киселев, С.И.Ухин, С.В.Витт, М.Ф.Антонов, Г.Д.Садовский, Г.С.Назаров, И.Н.Климчинский, А.Ф.Промыслов, В.В.Горлов, К.В.Александров, Д.Н.Коровельский, В.Д.Обухов, Б.Г.Лалыко, В.Д.Дмитриев, Э.Я.Стайсон, А.А.Мазовка, В.Ф.Яковлев, юные блокадники В.Т.Попель, Л.А.Виноградов, Б.П.Ильин, В.И.Кошелев, В.Е.Шапочкин, Н.В.Красноперов, Е.П.Кузнецов, В.В.Васильев, А.И.Лебедев, А.С.Коновалов, Ю.А.Киселев. Г.Г.Щеглов. Помним и гордимся ими!

Мы поздравляем с 75-летием Победы переживших военное лихолетье и доныне остающихся действующими яхтсменами наших старших товарищей Е.Я.Кулакову, Т.Н.Попову, Д.С.Люблинского, О.В.Александрова, Г.Б.Когана, И.А.Волкову, В.С.Спиридонова, Зейда Р.М., Б.А.Хабарова, П.М.Карякина, Э.И.Шугая, К.Г.Бойкова, И.М.Дементьева, Н.А.Максимову, Александрова М.В., Гуторова В.А., Богачева Ю.П., Друяна Ю.А., Г.П.Леонтьева, Верхлина Я.В., Б.Д.Кришталя, Г.В.Андерсена, Т.И.Кудрявцеву, И.А.Доминяка, К.Д.Сунгрена, В.М.Кантора, В.И.Смирнова.

 

Пресс-служба СППС

 

 

Видеоканал

Thumb wide dsc06673 cr

«Паруса Боспора». Регата организована Черноморской ассоциацией развития яхтенного туризма и спорта при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ

Старт регаты был дан в Государственном природном заповеднике «Утриш», финиш принят в Геленджике. В торжественном старте регаты принял участие вице-президент ВФПС Сергей Джиенбаев.

Thumb 2020 09 25 160056

ВЫБОРЫ 2020. Интервью Вадима Механикова

Смотрим интервью вице-президента ВФПС по Южному Федеральному округу Вадима Евгеньевича Механикова.

Thumb 2020 09 25 111653

«МАТЧ! Страна». «Парусный спорт». Август 2020

Наконец-то мы можем стартовать с новым пост-карантинным парусным сезоном программы «Парусный спорт» на волнах семейства телеканалов МАТЧ!