27.10.2020

ИРИНА ГРАЧЕВА: «Надеюсь, мой пример способен вдохновить любителей паруса!»

 

В середине октября в Дуарнене (Франция) завершилась одиночная парусная регата TROPHEE MARIE-AGNES PERON протяженностью 220 миль. Эти соревнования стали третьим, завершающим этапом открытого чемпионата Франции по офшорным гонкам. И российская яхтсменка Ирина Грачева завершила его в статусе победительницы!

Мы уже писали о подробностях этой гонки, а теперь предлагаем вам более развернутое и жизненное интервью от Андрея Петрова.

 

- Протоколы и результаты чемпионата Франции все еще не опубликованы. Но, например, пресс-служба класса «Мини» уже готовит релиз на эту тему и на днях запросила мои комментарии как победителя. То есть, косвенные подтверждения моей победы в чемпионате есть, но официально об этом пока не объявлено.

- Сезон на этом можно считать закрытым или какие-то планы, связанные с выходами под парусом еще остались?

- Нет, больше я никуда не пойду, мой парусный сезон закрыт. Лодка на берегу, готовится к ремонту и модернизации. Настало время отдыхать, приводить в порядок дела, искать спонсоров, работать…

- А с каким настроением и чувствами вы закрываете сезон?

- Какой ответ от меня нужен: оптимистичный или честный? (Смеется). Если говорить откровенно, то сразу после окончания гонок посещали грустные мысли: с одной стороны – я выиграла чемпионат, но с другой… Я понимаю, что те, кто сегодня, объективно, быстрее меня, участвовали не во всех регатах, и поэтому не могу назвать свою победу безоговорочной. Правда, в парусном спорте результат складывается не только из скорости на дистанции, но зависит и от желания яхтсмена участвовать в той или иной гонке, его способности подготовить яхту к старту. Я планировала пройти весь чемпионат и сумела это сделать. Упрекнуть мне себя не в чем, но все же я испытываю сейчас противоречивые чувства.

В целом сезон получился сжатым и весьма непростым. Все запланированные соревнования в итоге уложили в два месяца. Это было время преодоления и борьбы, и, возможно, моя грусть – это просто реакция, возникшая в момент, когда внутреннее напряжение отпустило меня.

- А если на тот же результат посмотреть глазами оптимиста?

- Тогда могу также искренне сказать, что очень горжусь своей победой в чемпионате. Можно сказать – исторический момент! Горжусь, что удалось выиграть, причем выиграть в дивизионе «Прото», в котором, по сути – вся соль класса «Мини». Радуюсь, что победа досталась девушке – это тоже не каждый день происходит. В наших гонках нет разделения на мужской и женский зачет, но все понимают, что физическое преимущество здесь – у мужчин. Горжусь, как это ни пафосно прозвучит, тем, что в океанских гонках я представляю Россию.

- А страна тоже вами гордится? Вы чувствуете это?

- Я чувствую поддержку конкретных людей, спонсоров, моих друзей и партнеров. Они всегда готовы помочь и рады разделить мой успех. А вот участия или интереса ко мне со стороны каких-то официальных организаций или представителей государства я не вижу совсем. С этого направления – никакого встречного движения, полный ноль.

- Свои собственные планы на сезон реализовать получилось полностью?

- Да, все задуманное удалось выполнить, я стартовала во всех запланированных гонках. Правда, в регате Duo Concarneau Challenge произошла поломка киля, и нам пришлось сойти с дистанции. Очень хорошо, что киль сломался сейчас, а не потом. Спорт у нас технический, и без поломок в нем не обойтись. Главное – выявить все слабые места до начала основных соревнований. Поэтому любые поломки, которые происходят на этапе подготовки, можно сказать, идут нам в плюс.

Что касается обязательной программы: в этом сезоне мне было необходимо пройти в гонках 1000 квалификационных миль, и этот минимум я тоже выполнила. В следующем году остается принять участие в какой-либо одиночной регате категории «С», до 500 миль, и на этом все - можно стартовать в Мини-Транзате.

- Какие события минувшего сезона оставили о себе самые яркие воспоминания?

- Самые яркие воспоминания, самые сильные переживания, несомненно, связаны с регатой SAS – с гонкой, в которой я осталась на яхте без электричества. Причем речь не о тех моментах, когда я обнаружила вытекший аккумулятор или когда ночью в шторм делала себе веревочный автопилот – там как раз все было понятно. Нужно было действовать и времени на эмоции не оставалось. В памяти же осталось другое – огибание нижнего знака дистанции ближе к концу гонки, когда я осталась уже в полной темноте. Я ждала, что это произойдет, и вот такой момент настал: не работали огни, навигация, радио, GPS, AIS – ничего. Яхта летела в ночи словно корабль-призрак - меня никому не было видно. Я чувствовала, что соприкоснулась с настоящим, классическим яхтингом в его первозданном виде, без картплоттеров и электроники – и это вдохновляло. Ощущения и в самом деле были приятные: несмотря на, в общем-то, критическую ситуацию, я понимала, что все под контролем, что самое опасное уже позади и теперь я совершенно точно доберусь до финиша.

А еще одним трогательным моментом, о котором я вспоминаю с удовольствием, стало знакомство с одной из моих болельщиц в порту Роскофф после финиша второй гонки серии SAS. Мою яхту буксировали в порт и на входе в марину я увидела девушку, которая приветствовала меня с ризалита, размахивая российским флагом. Как позже выяснилось, мою новую знакомую зовут Катя, и живет она во Франции. Катя далекий от парусного спорта человек, но случайно узнав о том, что в гонке, которая финиширует в ее городе, участвует яхтсменка из России, посчитала важным прийти и поддержать меня. А российский флаг перешила из французского – цвета же у них одинаковые. Мне было очень приятно!

- Можете отметить, в чем за этот год вы продвинулась вперед?

- В первую очередь – в понимании собственных лимитов. Я сейчас говорю не о лодке – тут мне еще многое предстоит узнать, и одного короткого сезона для этого мало. Только начала, только прикоснулась… Но сама я уже третий год в офшорном парусном спорте, в одиночных гонках. И сейчас я понимаю, что могу больше, чем думала о себе раньше. Например, если ситуация с потерей электричества когда-то меня пугала, как и большинство начинающих одиночников, то теперь я не то, чтобы не боюсь – я знаю, каково это. Знаю, на что способна, знаю, как долго могу не спать…

- Прокручивая в голове сезон, о чем-то жалеете?

- Иногда кажется, что могла бы больше «нагружать» лодку в гонках. Всегда ведь хочется «быстрее, выше, сильнее»… С другой стороны, я сама всегда шла на пределе своих физических и психических возможностей.

- То есть упрекнуть себя в том, что, например, много спали, вы не можете?

- В этом сезоне, мне кажется, я вообще не спала! (Смеется). А в остальном… Можно, конечно, попытаться найти какие-то промахи в подготовке, в бытовых вопросах, но… Что такое для меня, например, минувший сезон с организационной точки зрения? Новая лодка, новое место базирования, где все идет по-другому и по иным правилам. Если в Ля-Рошели у каждого из гонщиков было место у понтона, и в случае необходимости мы могли свободно пользоваться услугой спуска и подъема лодки из воды, то здесь, в Трините мне пришлось сдавать экзамен и стать крановщиком. В порту мало места, и стоянку у причала надо оплачивать дополнительно, поэтому лодка обычно размещена на трейлере, и я самостоятельно спускаю ее на воду перед каждой гонкой или тренировкой. Само по себе это не сложно, но когда приходится одновременно учиться пользоваться краном и ездить с прицепом, работать и готовить лодку, искать спонсоров и многое-многое другое, это уже перебор. Но выбор места базирования от меня не очень зависел – в Трините находилась лодка, здесь жил ее владелец, с которым мы вместе должны были тренироваться.

Планируя сейчас новый сезон, я подумываю о том, чтобы перебраться в Лорьян. Обычно там нет свободного места для стоянки. Однако сейчас меня туда зовут и место обещают найти. Правда, стоянка в Лорьяне стоит в два-три раза дороже, чем в Трините. Смысл в переезде будет только если я смогу там заниматься в парусной школе, где учат премудростям офшорных гонок. Особенно интересна для меня метеорология. Французские специалисты преподают ее не отстраненно, а рассматривая сквозь призму яхтинга. Кроме того, в школе работает тренер Тонги Леглатан, чьи ученики здорово прогрессируют. Я не знаю, что он с ними делает, но мои знакомые, которые до поступления в школу что называется ездили по задам, уже через год занятий с Тонги ходили в верхушке флота. Все это – переезд, стоянка, школа – конечно, потребуют дополнительных денег, которых пока нет.

- А на что сейчас деньги есть?

- Ну, например, на то, чтобы стартовать в самой гонке Мини-Транзат. При этом речь идет о лодке в ее нынешнем, не оптимальном состоянии.

- И тут мы снова возвращаемся к вопросу о спонсорской поддержке…

- Да, это так. Хочу отметить, что вся эта затея стала возможной только благодаря поддержке моих спонсоров и партнеров. В списке можно увидеть названия нескольких организаций, но нужно помнить, что за ними стоят конкретные люди, которым небезразлична судьба моего проекта. Таня Курбатова и Анатолий Карачинский, Алла Бурцева, Алексей Русецкий… Спонсорство моего участия в Мини-Транзат – это, в первую очередь, их личный вклад, их личная заинтересованность. Хотя, например, фонд Path Yachting Foundation в этом проекте усматривает и мою просветительскую миссию. Им важен мой опыт, о котором я могу рассказать широкой аудитории и тем самым заинтересовать, вовлечь людей в парусный спорт. И я на самом деле надеюсь, что мой пример будет способен вдохновить любителей паруса на неординарные поступки и новые свершения.

- Не надоели за это время одиночные гонки?

- Вовсе нет, мне нравится ходить одной! Если раньше я как-то еще пыталась попробовать и гонки doublehand, и в команду вернуться, то теперь все больше убеждаюсь, что мне по душе именно одиночный парус. Когда я иду в одиночку, то выкладываюсь на сто процентов, а когда рядом есть партнер, я, полагаясь на его опыт, немного расслабляюсь. Когда ты один, некого винить в собственных проблемах и ошибках. Но и победа всегда тоже только твоя.

- Вы уверенно идете по пути реализации своей мечты. Чего вам не хватает для полного счастья?

- Еще более современной гоночной лодки. (Смеется) Я вижу, например, что на некоторых режимах яхту, идущую на крыльях, мне в принципе не догнать – это нереально. Это уже совсем другой уровень, другой спорт. Поэтому в перспективе хотелось бы попробовать и «фойлер». Ну а совсем для полного счастья не хватает некоторой стабильности, жизненной размеренности, собственного, а не съемного жилья. Ведь здесь, во Франции я живу на чемоданах, в постоянно изменяющихся обстоятельствах – я никогда не знаю наверняка, что будет завтра. Это, конечно, изматывает.

- О том, что будет после Мини-Транзата, уже задумываетесь?

- Так далеко я даже боюсь загадывать. Раньше я что-то планировала в своей жизни, потом все катилось кувырком, и я из-за этого расстраивалась. Сейчас я даже не хочу тратить на это силы и время: психологически проще не строить ожиданий и не рассчитывать на какие-то возможные в отдаленном будущем события. Живу тем, что есть сейчас.

- Но свое межсезонье и начало года вы все-таки как-то планируете?

- Тут все более-менее понятно. Нужно ремонтировать киль, нужно перекрашивать лодку. Зимовать, видимо, предстоит во Франции. На новый сезон уже существует ориентировочный план гонок – буду к ним готовиться. Для тех, кто рассчитывает показать хороший результат, тренировочный цикл обычно начинается в феврале – в Лорьяне в это время уже проводятся обучение и тренировки. Если все пойдет по оптимистичному сценарию, готовиться буду именно там. Но для меня важен еще один аспект моей подготовки – психологический. За три насыщенных событиями гоночных года у меня накопилась сильная усталость. Нужно провести предстоящий сезон так, чтобы подойти к основной цели, Мини-Транзату, на подъеме, а не такой опустошенной, как сейчас. Я думаю, что целесообразным будет оставить в своем гоночном календаре не все, а только наиболее важные для моей подготовки регаты.

- Что ж, надеемся, что сбудутся именно оптимистичные планы, подготовка окажется успешной и мы увидим вас на старте трансатлантической гонки в хорошем настроении!

 

Дополнительная информация:

Ирина Грачева: irinagrachevaracing@gmail.com

Facebook: www.facebook.com/irinagrachevaracing

 

Андрей Петров

 

 

Видеоканал

Thumb wide 2020 11 16 152007 cr

Национальная премия ВФПС «Яхтсмен России – 2020» стартует 19 ноября!

Сбор заявок и процесс выдвижения номинантов Национальной премии «Яхтсмен России – 2020», организатором которой является ВФПС, стартует 19 ноября и продлится до 26 ноября 2020 года.

Thumb 2020 11 15 134936

Сергей Джиенбаев о парусном спорте в условиях пандемии, календаре ВФПС и о гонках на озере Абрау

Президент ВФПС сейчас находится на Абрау, где проходят гонки V-го этапа Высшего дивизиона Национальной парусной Лиги.

Thumb dsc 5932 cr

Национальная парусная Лига. Высший дивизион. Лидерство захватила команда Максима Таранова

В субботу продолжились гонки участников V этапа Высшего дивизиона. На живописной акватории озера Абрау яхтсмены сражались не только друг с другом, но и с капризной погодой.