11.02.2015

Всем яхтсменам слаженной командной работы и удачи в сезоне 2015!

Новый сезон уже вовсю начался, и мы готовимся к ярким и запоминающимся регатам 2015 года. Давайте немного поностальгируем и вспомним, каким был прошедший сезон. Об итогах 2014, сюрпризах, а также о том, каким приметам стоит верить, а каким - нет, мы поговорим с судьей Международной категории, ведущим специалистом ВФПС, председателем Всероссийской коллегии судей, Анной Владимировной Деяновой.

Анна Владимировна, сезон 2014 закончился. Скажите, каким он был для Вас и как вы можете его оценить?

- Если в двух словах – насыщенный и разнообразный. Это были 7 месяцев парусных соревнований, практически нон-стоп, очень много различных регат, различных форматов, что я особенно люблю.

Какие соревнования, регаты Вам особенно запомнились и почему?

- Все соревнования отличаются друг от друга, выделить какое-то отдельное совершенно невозможно. Каждое чем-то интересно. Одно мероприятие интересно своей акваторией, другое – особенными погодными условиями, третье – уровнем участников, четвертое – организацией процесса (спонсоры, менеджеры и т.д).

Из последних осенних мероприятий могу отметить регату в Геленджике, которая прошла в совершенно необычных условиях. 2 первых дня, несмотря на последние числа октября, были солнечными со средним ветром, на воду выходили в футболках и шортах, затем - день штиля, день шторма. Последние дни гонок прошли при экстремально низкой температуре воздуха. Это был предел по температуре и силе ветра, при котором можно выпустить на воду детей. Судейская бригада отработала отлично!

К ярким регатам могу отнести и Паруса белых ночей. Гонки проходят на Неве напротив Эрмитажа. Во-первых, это историческое место собирает фантастическое количество зрителей, во-вторых, это предельно маленькая акватория, на которой к тому же серьезное судоходство, не прекращающееся на время регаты, в-третьих, течение – настолько сильное, что становится практически решающим фактором в борьбе спортсменов. Участники и судьи – топ рейтинга ИСАФ. Организация – на высшем мировом уровне.

Мне безусловно запомнился Международный юношеский кубок в Сочи. Всего 3 гоночных дня вместили в себя огромное разнообразие погодных условий. В первый день была океанская волна, высокая, пологая, настоящая, пришедшая с моря и громадное течение в направлении, не совпадающим с ветром. На второй день течение изменило направление на прямо противоположное, волна сменилась на нашу стандартную, ветер опять изменил направление, но это было то, что нужно для командных гонок. И последний день, впервые в практике российских соревнований, мы вышли на воду в 7.30 утра, ушли к мацестинскому мосту. В этом месте обычно тренируются наши сборные, т.к. именно утром там стабильный сильный ветер. Конечно, было сложно решиться выйти в это время, ведь когда мы выходили из яхт-клуба, был абсолютный штиль, а через 20 минут мы пришли в абсолютно другой район на том же море, где сильно дуло и было очень холодно, крутая волна. Такие условия напомнили многим участникам озеро Гарда. И благодарность за гоночный день от Александры Сэнсини – это здорово! Поэтому, по погодным условия и по формату, для меня это выдающееся соревнование.

Но так я могу рассказывать о всех 16 соревнованиях, которые я судила, каждое из них отличалось чем-то. Невозможно сказать, что какое-то было проходное и незапоминающееся. Каждое было очень интересным.

Какие-то еще сюрпризы были? Я имею в виду спортсменов.

- Когда я сужу соревнования, обычно не знаю, кто из спортсменов лидер. Я, конечно, почти всех знаю в лицо, по имени, по фамилии, по родителям, но стараюсь не смотреть в результаты. На Чемпионате России в Олимпийских классах гонки были невероятно сложными, мы до последнего ждали погодных условий для проведения медальных стартов. И это было не напрасно, т.к. эмоции гонщиков на финише зашкаливали, а результаты медальной гонки поменяли весь ТОП-лист соревнований. Видеть эмоции чемпионов после финиша – это предел счастья.

Мы, судьи, действительно знаем многих гонщиков с их первых шагов на воде. И помним слезы, когда маленького гонщика папа впервые выставлял на соревнования и, несмотря ни на что, отправлял на воду.  А теперь это – известные гонщики в классе Оптимист. Я прекрасно помню, как на такой же осенней регате в Геленджике, может быть лет 8 назад, один из известных отцов – тренеров отпихивал своего младшего сына от пирса, тот рыдал, хватался за деревянный причал. Теперь этот гонщик - чемпион в серьезных классах!

Скорее необычно теперь видеть тех, кто появился как бы ниоткуда, кого не видели в классе Оптимист, кого не видели в юношеских регатах, кто появился уже во взрослом возрасте. Таких людей не так много, но, наверно, около ¼, и вот они для нас любопытны. Откуда они взялись? Где они росли? Видимо, выдерживались как хорошее вино, где-то зрели у себя в клубах, на своих домашних соревнованиях. В парусе слишком многое зависит от финансирования, от возможности выехать. Если нет финансирования, то как же хорошо должны работать тренеры на местах, чтобы подготовить будущего чемпиона, сохранить мотивацию спортсмена!

Наверняка вы в своей практике наблюдали преемственность поколений, когда спортсмены приводят своих детей?

- Да, парусный спорт – это семейный вид спорта. Согласно исследованиям Английской Королевской Ассоциации парусного спорта, среди показателей, влияющих на достижения в олимпийской программе, на первом месте стоит семья и друзья, которые поддерживают в занятиях спортом. Второе – это условия для тренировок. Третье – это система проведения тренировок, а четвертое – это тренер. То есть, все-таки важнейшее – это семья. Если семья хочет, чтобы спортсмен занял высокое место, был великим, семья сделает все, чтобы поднять его результаты. Например, семья Бена Эйнсли в свое время сменила место жительства только для того, чтобы ребенок мог совершенствоваться и продолжать свои занятия на более высоком уровне. Они переехали в другой район Англии из-за сына.

Проект Школа тренеров. Расскажите о нем в общем, как он начал свою работу в этом году, и что будет в следующем.

- Школа тренеров - это генеральный проект Федерации. В 2014 году мы только разработали систему и программу работы школы. Она начнет реализовываться после утверждения Президиумом. Программа является добровольной, она призвана обучить тех, кто хочет учиться, а мы будем давать им те знания, которые им будут нужны на любом этапе. На этапе клубных тренеров или на этапе сборных, в зависимости от этапа будут подбираться специалисты или проводиться занятия с использованием современных технологий. У «студентов» нет необходимости куда-то приезжать, т.к. занятия будут вестись интерактивно с помощью вебинаров, skype конференций и т.д., все обучение будет проходить дистанционно. Сейчас такая программа действует для судей, т.е. желающие поучиться начали делать это дистанционно, заочно. Результат виден сразу: за этот год у нас 5-ти судьям присвоено звание судей Всероссийской категории. Все это стало возможно благодаря системе обучения, которая действует на каждых соревнованиях и между соревнованиями. Попытаемся тоже самое сделать для тренеров.

Какие у вас ожидания от следующего сезона?

- Хочется интересных соревнований, формат которых хочется выдержать на 99% (уж так и быть, один процент отдадим погоде)! Формат – это те гонки, те матчи, которые обязательно должны состояться, чтобы соревнование было завершено. В любом виде спорта мы заранее прогнозируем количество матчей, чтобы определить победителей, в парусе мы говорим, будет проведено 15 гонок или 12 гонок, и после этого медальная гонка. Спортсмен должен распределить свои силы на все 12 гонок. Если мы говорим, что у нас будет 12 гонок, то нам нужно провести именно такое количество гонок, для того, чтобы абсолютно точно определить победителя. Важно, чтобы у всех были равные шансы до последнего момента бороться за место, чтобы соревнования не останавливались по каким-то техническим причинам, погодным условиям.

Да, погода от нас, как правило, не зависит. Скажите, за какое время до соревнования вы смотрите прогноз и вообще, верите ли вы прогнозам?

- Какая бы ни была погода, мы должны проводить соревнования, если, конечно, ветра ни экстремально мало, или ни экстремально много. Прослеживать начинаю примерно за 2 недели, просматриваю все сайты, смотрю изменения. Конечно же, больше смотрю на признаки погоды в местных условиях, определяю, что тут может быть, что изменится, что не изменится. Раньше я очень не любила регаты, которые проходят на убывающую Луну, я предпочитала, чтобы Луна была растущая. Это было просто предубеждение, а потом я для себя решила – а какая разница? Я же могу туда вообще не смотреть и не знать об этом, и преодолела это. А какое-то время это было определяющим фактором. Есть люди, которые не любят проведение соревнования в дождь, но через какое-то время понимаешь, какая разница: вода сверху – вода снизу. Поэтому нет плохой погоды, есть одежда не по погоде. Теперь для меня важнее не прогноз, а команда – коллектив судей и организаторов, с которыми предстоит проводить соревнования. Если удается создать настоящую команду – бригаду судей, то и регата будет проведена отлично.

Анна Владимировна, уже начался новый 2015 парусный год. Что бы вы хотели пожелать нашим яхтсменам?

Всем яхтсменам – и спортсменам, и судьям, и организаторам, и руководителям – слаженной командной работы и удачи!

 

Беседовала Анна Мстиславская

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.