18.03.2015

Михаил Ермаков: Жизнь – это парус

В парусной программе летних Олимпийских игр разыгрывается десять комплектов медалей – это весомый резерв для медального зачета. Последнюю олимпийскую медаль российские яхтсмены завоевали на Играх-96 года в Атланте. Далее последовала череда неудач - и на Олимпийских играх, и на чемпионатах мира. О том, с чем наша парусная Федерация подходит к Играм-2016 в Рио-де-Жанейро, мы беседовали с вице-президентом Всероссийской федерации парусного спорта, командором одного из лучших в стране яхт-клубов «7 футов» (Владивосток) Михаилом Ермаковым.

- Михаил Ильич, парусный спорт в России имеет давние традиции и богатую историю, в которой немало побед. В том числе и на Олимпийских играх. Тем обиднее, что в последние годы мы утратили прежние лидирующие позиции. Почему?

- История действительно богатая, первые яхт-клубы появились в России еще в царские времена. В 1912 году российские яхтсмены впервые выступили на летних Олимпийских играх и привезли из Стокгольма бронзовую медаль.

В СССР активные усилия по развитию парусного спорта начали предпринимать, начиная с 50-х годов. А в 1960-м у нас появился первый олимпийский чемпион - Тимур Пинегин. В дальнейшем в стране была воспитана целая плеяда сильнейших яхтсменов - чемпионов мира и Олимпийских игр.

Настоящей легендой мирового парусного спорта стал Валентин Манкин, который победил на трех Играх, причем одержал он эти победы в трех классах – Финн, Темпест и Солинг. Это единственный случай в истории олимпийского парусного спорта - до сих пор никому еще не удалось побить этот рекорд Манкина.

Развитием парусного спорта в СССР занимались очень серьезно, обеспечение материальной частью было на высоком уровне. Нужно учитывать, что спорт этот - затратный, требует серьезных вложений.

- Зачастую его называют элитным…

- Я считаю, что это неправильно, - олимпийские классы все-таки достаточно демократичны. Но, конечно, надо признать, что материальная часть в парусе стоит гораздо дороже, нежели борцовский ринг. К тому же, у тех же борцов, тренироваться на одном ковре могут сотня-две пацанов, у нас же каждому нужна лодка, нужен катер сопровождения. И на соревнования лодки нужно привозить, а логистика очень дорогая.

Если вспоминать советское время, то тогда в стране были десятки яхтенных школ, парусом занимались тысячи ребят. Из них можно было отобрать талантливых и перспективных, резерв для сборной был большой.

- С развалом СССР рухнул и парусный спорт? Ну, а как же серебряная медаль Георгия Шайдуко на Олимпийских играх-96 в Атланте?

- Серебро Георгия Шайдуко - следствие прежнего, советского задела, советской закалки этого яхтсмена.

В Советском Союзе к парусному спорту относились очень серьезно и трепетно. Называя себя морской державой. Как говорил наш великий адмирал Макаров - тот не моряк, кто не ходил под парусами. После развала Советского Союза, материальная часть для парусного спорта в России, к сожалению, не производилась. Прекрасный олимпийский яхт-клуб, который был построен к Олимпиаде-80 в эстонском Пирита, мы потеряли. Те предприятия, на которых у нас производили спортивные яхты, в частности Ленинградская экспериментальная судоверфь, стали закрываться.

Финансирование спортсменов сборной команды, тренеров просто обрубили.

- Ну, а сейчас?

- Ну, а сейчас производства материальной базы для парусного спорта как не было, так и нет. Лодок олимпийских классов вообще никто не производит, они везутся из-за границы. И сколько бы мы ни бились, а эта борьба ведется уже на протяжении двух десятков лет, со спортивных яхт по-прежнему берется 48% пошлины.

- В 2005-2006 годах в Федерацию, а если говорить точнее - в ее Попечительский совет, пришли состоятельные люди, увлеченные парусом. Ситуация стала меняться?

- Есть у нас Попечительский совет, он был создан в 2008 году. Надо признать, что бизнесмены, предприниматели начали достаточно активно нам помогать. Имея связи, они работали с Минспортом и финансовое положение Федерации улучшилось. Спонсоры из Попечительского совета Федерации что-то дают, помогает «Совкомфлот».

- В олимпийскую парусную программу включены гонки в новом классе яхт – 49-й. Эти лодки у нас можно пересчитать по пальцам. Не говоря уже о новом классе легких катамаранов «Накра 17». Наладить процесс производства этих лодок в России, как я понимаю, сложно, но ведь в нашей стране есть пример, когда подобное – возможно. Национальный класс «эМ-Ка», например. Нет ли здесь какого-то конфликта интересов?

- Лодок класса 49-й у нас с десяток. Их ввели в олимпийскую программу в 1996 году, впервые в олимпийских регатах они участвовали на Играх-2000 в Сиднее. Лодок «Накра 17» в России штук 5-6, класс ввели в олимпийскую программу после Олимпийских игр-2012 в Лондоне. Я бы не сказал, что национальный класс «эМ-Ка» развивается у нас в противовес олимпийским классам. Да, это была идея члена Попечительского совета ВФПС Александра Ежкова. Он заказал проект, наладил производство этих лодок. Федерация в этом процессе не участвует, но в календарь своих соревнований этот класс включает. Ведь, чем больше у нас будет парусных соревнований, тем лучше. Класс признали национальным, люди наладили производство лодок и гоняются на них. Что же в этом плохого? Они не собираются выходить на международный уровень, они просто любят парус и занимаются им в свободное время. Почему нет?

- Как вы относитесь к частным российским профессиональным командам, которые все увереннее заявляют о себе в престижных гонках?

- Только положительно. Без вариантов. Это, в любом случае, шаги вперед. Во-первых, нас теперь узнают в большом парусном спорте. На крейсерских яхтах, на больших лодках раньше россиян вообще никто не видел. Когда появилась первая профессиональная российская команда в классе «Транспак52», ее успехи удивили многих. То, что она делает для России на международном уровне, достойно только похвалы. У «Синергии» за последние годы необычайный прогресс. Это очень положительно.

Профессиональные парусные команды – это, конечно, престижно, это звучит. Но олимпизм – это флаг Родины. Я посмотрел по телевидению программу, подготовленную к годовщине наших зимних Олимпийских игр в Сочи. И был так переполнен гордостью за нашу страну, за ее спортсменов, за президента, что трудно передать словами. Ну, а регаты профессиональных команд, они, конечно, дают хороший пример молодежи.

- В относительно недавно появившемся яхтенном классе RC44 из 15 синдикатов – 5 российских. Гонки этого класса очень зрелищные, так почему бы не провести одну из регат в России?

- Два-три года назад мы рассматривали этот вопрос, прорабатывали логистику, думали о погодных условиях и возможных сроках проведения регаты. Но это сейчас в RC44 пять наших команд, а тогда было всего две. И мы не смогли убедить оргкомитет серии провести одну из регат у нас. Марины под осадку RC44, а она у них 3,5 метра, у нас пока не подготовлены, но мы бы могли это обеспечить. Думаю, что регата RC44 у нас будет. Особенно, учитывая, что Токио, который от нас совсем недалеко, в 2020 году будет принимать Олимпийские игры.

- С профессиональными командами есть одна серьезная проблема - некий конфликт интересов между олимпийской сборной и владельцами команд. Ведь в этих командах гоняются, в том числе и члены сборной. Как решать эту проблему?

- Проблема, действительно, серьезная. Мы обговаривали этот вопрос с президентом ВФПС Владимиром Силкиным, когда он приезжал к нам во Владивосток. Что сейчас получается: тренер воспитывает молодых яхтсменов, кто-то из них начинает подавать надежды, входит в резерв молодежной сборной, и уже на этом молодежном этапе начинаются поползновения переманить спортсменов в профессиональные команды. Мы этими ребятами занимались, выращивали, нацеливали на Олимпийские игры, а их выхватывают в профессиональную команду. Мы понимаем, что владельцы этих команд – состоятельные люди, и они могут платить такие суммы, которые спортсмен никогда не получит, находясь в составе сборной России. Есть пацаны, заточенные на медали в чемпионатах мира, Олимпийских играх, которые не променяют это на профессиональный яхтинг. Но их очень мало - единицы. Это настоящие бриллианты в нашем спорте. Найти решение этой проблемы пока не удалось, запретить спортсменам переход в профессиональные команды мы не можем. Но я считаю, если человек попадает в сборную, нужно заключать с ним контракт с обязательством выступать за нее, как это делается в хоккее, футболе. Владельцы профессиональных команд не враги парусному спорту, они болеют за него и тоже заинтересованы в наших победах на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Но, если уж вы выхватываете из сборной лучших яхтсменов, тогда возместите потраченные на их подготовку силы и средства. А мы на эти деньги сможем еще десяток лодок купить, воспитать еще сотню юных яхтсменов. Нужно искать компромисс.

- Зарубежные яхтсмены часто жалуются, что не могут прийти на соревнования в Россию, поскольку многие порты для них закрыты.

- Такая ситуация существовала до июня 2013 года. Сейчас заход иностранных яхт в наши марины, участие в регатах полностью

урегулированы в законе «О государственной границе». За это мы очень долго бились, и слава богу, этот вопрос удалось решить.

- Несколько лет в ВФПС работала программа «1+1», когда федерация покупала за свои средства одну лодку «Оптимист» в дополнение к каждой такой лодке, купленной частными яхт-клубами на местах. Почему сейчас от нее отказались?

- Эта программа была инициативой Попечительского совета. По этой программе детские парусные секции получили довольно существенную помощь. Попечители помогли, но потом решили эту программу закрыть. Это их решение.

- У России огромная береговая линия, но нет чартерного флота, чтобы можно было взять яхту на выходные или пару недель отпуска. Такой отдых становится все более популярным, но наши люди едут не на Дальний Восток, Байкал или Балтику, а на Средиземное море. А ведь чартерные компании могли бы и у нас приносить большую прибыль.

- Здесь вопрос в одном – чартерные компании должен кто-то учредить. Не в смысле идеи, а в смысле денег. Что такое чартерная компания у нас, или, например, в Греции? Там ты без пошлин и налогов закупил лодки и на протяжении десяти месяцев их сдаешь. А возьмем Владивосток, где лодку надо будет растаможить, и она встанет тебе, как минимум, в полтора раза дороже. И дальше у тебя есть несколько месяцев яхтенного сезона, из которых комфортны для отдыха под парусом только июль, август и сентябрь. Окупаемость этого проекта будет очень длительной. В нашей стране, к сожалению, бизнес чувствует себя так неуверенно, что под проекты, в которых окупаемость 10-15 лет, практически никто вкладывать денег не хочет.

- В парусном спорте есть два престижных соревнования, которые ставятся выше Олимпийских игр - Кубок «Америки» и Volvo Ocean Race. В Volvo Ocean Race у нас была неудачная попытка выставить российскую яхту с иностранным экипажем. Сможем ли мы увидеть наших яхтсменов на этих соревнованиях?

- На Volvo Ocean Race была российская лодка – «Касатка». Да, она гонялась с иностранным экипажем на борту и сошла с дистанции. И несмотря на то, что экипаж был иностранный, Россия в этой регате участвовала, ведь лодка шла под российским флагом. Что касается Кубка «Америки», то в советское время мы, действительно, пытались заявиться на эти соревнования. Для того, чтобы участвовать в розыгрыше Кубка «Америки» необходим огромный бюджет, сейчас это нам не по силам. Надеюсь в будущем у нас все получится. Я нисколько не сомневаюсь в том, что наши яхтсмены смогут достойно выступать на этих регатах и даже быть среди лучших.

- На другом полюсе от профессионального спорта стоит любительский. В последние годы мы видим бум круизного яхтинга, парусного стиля жизни и отдыха. В Хорватии, Турции, Греции, по всему Средиземному морю почти каждую неделю летом идут регаты с участием россиян. Очевидно, что это явление растет и развивается самостоятельно. Как Вы считаете, может быть ВФПС было бы интересно поддержать этот процесс - например, обеспечить профессиональное судейство?

- С судейством там как раз более-менее нормально. Но эти регаты – больше праздник, чем спорт. Что касается их поддержки, то все и без того нормально развивается. Там особо помогать-то и не надо, главное не мешать. Другой вопрос, что сейчас это движение может существенно сократиться из-за девальвации рубля. С другой стороны, погоняемся пока здесь - морей у нас немало.

- Вы запатентовали слоган «Жизнь – это парус». Что Вы в него вкладываете?

- Это девиз моей жизни. Вся она связана с парусом. Я действительно запатентовал этот слоган. Честно говоря, я запатентовал тогда два слогана, второй – «Владивосток – парусная столица России». Пусть не обижаются на меня коллеги-яхтсмены из Москвы и Санкт-Петербурга, но я верю, что так будет.

 

Беседовал Евгений Жеребенков

По материалам портала doverennielitsa.ru 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.