04.04.2014

На Байкале проходит Кубок Азии. Предварительные результаты и история буера

После первого дня ожидания ветра на Кубке Азии по парусному спорту в классе буер DN проведено 2 гонки. Антициклон продолжает властвовать над яхтсменами, собравшимися помериться силами в одном из самых экстремальных видов парусных гонок - гонках на буерах класса DN. 

Этот агрегат, использовавшийся во время второй мировой войны и после для разведывательных целей и развивающий значительные скорости, во много раз превышающие силу ветра (разгоняющийся с помощью вымпельного ветра), пользуется большой популярностью во многих странах мира, в России большие традиции и история этих спортивных снарядов.

Пока на Кубке Азии, в районе села Большое Голоустное, фиксируется очень слабый ветер, во второй гонке регаты даже не все участники дотянули до финиша. В классе «Ледовый Оптимист» гонки и вовсе прекратили. Лидируют Олег Васильев, R1 и Юрий Асташев, R22 - у обоих по первому и второму приходам. 3а место в тройке борются немец Jost Kolb, G936, и швейцарец Jérémy BACHELIN, Z101. У них по семь очков (3+4). Завтра заключительный день Кубка Азии и переезд с Большого Голоустного на Малое море, надежда на более устойчивый ветер именно в районе Малого моря подтверждается замерами гоночного комитета, который подобрал удобную и безопасную площадку между материком и островом Ольхон.

Предварительные результаты Кубка Азии здесь.

Напомним, что 5 апреля стартует открытый чемпионат России, а 9-го начнутся гонки на Кубок Байкала, которые продлятся до 12 апреля. На сегодняшний день подтвердили свое участие гонщики из России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Братск, Владивосток, Иркутск, Долгопрудный, Солнечногорск), Англии, Швейцарии, Германии, Чехии и Польши. Всего в соревнованиях примут участие порядка 60 спортсменов, из них 10 детей в классе «Ледовый Оптимист» и порядка 5 юниоров, которые наравне со взрослыми будут гоняться на буерах класса DN. Лучшие гонщики поборются за Кубок Байкала и право вписать свое имя в историю этой, уже ставшей знаменитой, регаты.

Приглашаем СМИ осветить зрелищное и захватывающее событие. 

Информацию о регате можно получить по адресу: az@vfps.ru, тел.: +7 903 612-51-70, Алексей Жиров. 
На месте проведения соревнований работает Николай Лобусов,  тел.:+7 914 935-78-80. 

Теперь немного интересной информации о самом классе парусных буеров. Спортивный снаряд представляет из себя лёгкую лодку или платформу, установленную на особых металлических коньках, предназначен он для скольжения по льду и оснащён мачтой с парусами. Управление буером имеет много общего с управлением яхтой, но требует специальных навыков в связи с особенностями управления и большой скоростью движения. Рыбаки Балтийского моря, Ладожского и Онежского озёр издавна использовали буера для промысла зимой, поэтому установить время появления ледовых буеров затруднительно.


Ещё в XVIII веке у северных народов нашей страны пользовались популярностью сани с парусом (прообраз буера).

В России строительство буеров на верфях началось при Петре Первом. Известно, что царь в течение зимы приказывал расчищать снег перед Зимним дворцом и ежедневно катался на ледовом буере. Ледовые буера строились на Партикулярной верфи. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, также имела собственный буер и каталась на нём.

Большое распространение получили буера в Санкт-Петербурге при развитии яхт-клубов в XIX веке. Первая буерная гонка прошла уже в 1882 году. Главным инициатором всех гонок выступало Петергофское спортивное общество, и проводились такие гонки в основном по Финскому заливу. К 1913 году число участников таких гонок превышало сотню, а посмотреть на это, несомненно, зрелищное мероприятие собиралось огромное количество людей.


Буера в Петербурге.

Однако настоящий расцвет буерного спорта пришелся на более позднее время, и связано это было с конструкционными особенностями самого аппарата. Первые буера выглядели как тяжелая крестообразная рама, к которой снизу цеплялись коньки, а наверх ставилась мачта с парусом. Такой аппарат был тяжелым, как правило, рассчитывался на 5-6 человек экипажа.

В 1903 году был построен первый аппарат новой конструкции – легкий одноместный буер с корытообразным корпусом, имевший сиденье для рулевого. Этот буер назывался «Едва-едва» (владелец едва не разорился, пока его строил, и едва не разбился во время первого же выхода). Это было уже значительным прогрессом в буеростроении, однако настоящую революцию произвело появление уже третьего типа конструкции – буера типа DN. 

Название происходит от названия газеты «Detroit News», которая в 1937 году объявила конкурс на разработку гоночного буера. Важным условием конкурса было то, что буер новой конструкции должен легко разбираться и умещаться в багажнике автомобиля. Получившийся вариант был доступен по цене и обладал отличными ходовыми качествами, что вкупе с компактностью привело к повальному увлечению буерным спортом и в Америке (где автомобиль уже в то время имела почти каждая семья), и позднее (в 60-х годах) в СССР, и в других странах. Тип DN хорош настолько, что и по сей день спортсмены гоняются именно на таких буерах.

Современный буер представляет собой корпус с «ямой», в которой лежит гонщик – это позволяет уменьшить сопротивление воздуха во время движения. Аппарат движется на трех коньках – один закреплен на носу и выполняет функции руля, а два других – сзади, на разных концах поперечной оси-рессоры. Треугольный парус имеет площадь около 6 квадратных метров и оснащен гиком, который растягивает его нижнюю кромку. Парус настраивают с помощью шкота – специального троса, который крепится к нижнему краю паруса, его натяжение и ослабление регулирует угол атаки ветра на парус.

Управление буером во многом похоже на управление яхтой, но имеет свои особенности. Например, то что буер движется со скоростью, превосходящей скорость ветра, создает обманчивое впечатление, что ветер дует в лицо гонщику. Тормозные системы на буере не применяются, потому что есть угроза сорваться в «штопор», и остановить его можно, лишь развернув носом против ветра, чтобы парус не работал. Эти и многие другие нюансы делают управление буером тонкой и непростой наукой, чтобы освоить ее, нужно обязательно пройти курс специального обучения. Однако игра свеч стоит – буер уже при бейдевинде (когда ветер дует спереди-сбоку) развивает скорость 40 километров в час, а при самом благоприятном для парусных судов курсе – бакштаге (ветер сбоку-сзади) средняя скорость колеблется в диапазоне 60-120 километров в час. 


Ленинградский спортсмен лейтенант С.С. Гаскевич во время дозорной службы на буере на льду Финского залива.

В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941-1944 года на Ладоге и Балтике с большим успехом. Руководили боевым применением буеров мастера спорта И.П. Матвеев и Н.М. Ермаков. С конца 40-х годов XX века буера строились в СССР централизованно для коллективов физкультуры. Особенностью буера является способность развивать скорость, превышающую скорость ветра от 2 до 5 раз, что достигается за счёт небольшого сопротивления трения стальных коньков о лед и использования вымпельного ветра (ветер, который возникает из-за скорости аппарата и увеличивается при увеличении скорости движения).

Существуют буера на колёсах, которые иначе называются пляжными яхтами, способные передвигаться по очень плотному песку пляжей. Также колесные буера есть на соляных озерах. 

 
Буер «Мэри Б» Джона Бакстафа. 1938 год.

Зарегистрированный рекорд скорости движения буера по льду 230 километров в час был установлен Джоном Бакстафом в США на классическом буере класса А «Мэри Б» с задним рулевым коньком и небольшим стакселем на бушприте. Заезд проходил при ураганном ветре в начале 30-х годов XX века. С тех пор этот рекорд не удается превзойти, так как после Второй мировой войны гигантские буера наподобие «Мэри Б» вышли из употребления, а современные относительно легкие буера не могут использоваться при ураганном ветре. На таких скоростях ошибка в управлении может привести к серьезной аварии и даже к гибели рулевого. 

Пресс-служба ВФПС

 

Видеоканал

Thumb wide yr 2022

«Яхтсмен России 2022». Поздравляем Дмитрия Лаздина и Александру Лукоянову!

29 ноября в Сочи в рамках выездного заседания Президиума Всероссийской федерации парусного спорта состоялось награждение победителей Национальной премии ВФПС «Яхтсмен России 2022».

Thumb raz 9194 cr

«Черноморская регата». Итоги

Традиционные соревнования проходили в Сочи на базе ФГБУ «Юг Спорт». Они завершили сезон 2022 года для олимпийских и юношеских классов.

Thumb raz 3758 cr

«Черноморская регата». Положение после третьего гоночного дня

Традиционные соревнования проходят в Сочи на базе ФГБУ «Юг Спорт» до 28 ноября. Они завершают сезон 2022 года для олимпийских и юношеских классов.