06.06.2016

Как фокус МОК на молодежь, модернизацию и инновации может коснуться парусного спорта

Three col kitecrowdThree col 20130729 world470 0218

 

В Лозанне на протяжении трех дней проходил Исполком Международного олимпийского комитета (МОК). По его итогам опубликованы тезисы, в которых говорится о том, что ожидает Олимпийские движение в ближайшие олимпийские циклы - 2020-2024 годов.

В тезисах, в частности, упоминается дополнение олимпийской программы пятью новыми дисциплинами - каратэ, скейтбординг, спортивное скалолазание, серфинг и бейсбол/софтбол.

Как настрой МОК на дисциплины, ориентированные на молодежь, может коснуться парусного спорта?

Для прояснения ситуации мы поговорили с генеральным секретарем ВФПС Олегом Ильиным.

- Решения Исполкома вовсе не неожиданные. Они находятся в полном соответствии с политикой МОК, заявленной еще в декабре 2013 года в рамках стратегии «20Х20». С одной стороны, Международный олимпийский комитет не устает повторять, что не намерен расширять свою программу: 310 номеров программы, в которых 10 500 атлетов разыгрывают олимпийские медали - и точка. С другой стороны, руководители и специалисты МОК настаивает: мир меняется и олимпийское движение должно отвечать новым вызовам.

Таким образом, внимание МОК обращено прежде всего на молодежь. Преимущество должны получить виды спорта, наиболее привлекательные для молодежи: скоростные, с элементами риска, привлекательные с точки зрения зрителей и средств массовой информации.

На недавнем заседании Исполкома МОК прозвучали обещания включить в программу Игр каратэ, скейтбординг, спортивное скалолазание, серфинг и бейсбол/софтбол. Но важно подчеркнуть: пока это только первый шаг - предложение Исполкома будет вынесено на сессию МОК, которая пройдет совсем скоро – в олимпийском Рио-де-Жанейро во время Игр-2016.

- Нас, разумеется, интересует, как это скажется на олимпийской программе парусного спорта.

- Международная федерация парусного спорта (ISAF или, с недавнего времени, World Sailing) не может оставаться в стороне от мирового олимпийского движения. Президент Карло Кроче и новый исполнительный директор ISAF Энди Хант подробно проинформировали членов Совета о встрече со спортивным директором МОК Китом МакКоннеллом (читайте письмо Карло Кроче к Исполкому МОК). Было подчеркнуто, что МОК придерживается трех главных принципов: фокус на молодежь, модернизация и инновации. В связи с этим неудивительно, что встал вопрос о пересмотре олимпийской парусной программы на 2020 год. Тем более, что МОК недвусмысленно высказался в пользу кайтинга, как современной разновидности паруса, привлекательной для молодежи.

- То есть, кайтинг будет включен в программу Олимпийских игр 2020 года?

- Не все так просто. Скажем, МОК добавляет парусному спорту две медали, хотя бы и без увеличения общей квоты. В этом случае кайтинг безусловно войдет в семью олимпийских видов парусного спорта. Если же МОК не добавит количество медалей, то, чтобы освободить место кайтингу, кто-то должен свою позицию уступить…

Вопрос о включении кайтинга в олимпийскую программу не раз обсуждался на заседаниях Международной федерации. До сих пор этот вопрос ставился так: или парусные доски, или кайт. На Генеральной Ассамблее ISAF 2012 года в Дублине делегаты приняли решение в пользу парусных досок, и, формально, нет оснований от этого решения отступать.

- Кстати, а как голосовал в Дублине российский делегат?

- Наш делегат, ваш покорный слуга, строго придерживаясь наказа Президиума ВФПС, голосовал в пользу RS:X, то есть досок. Мы, как национальная федерация, вовсе не против кайтинга. Более того, наша спортсменка Елена Калинина не просто чемпионка в кайтинге - она стала настоящей супер-звездой, ее имя широко известно в спортивном мире. Но у нас вырос и сильный отряд «досочников» олимпийского уровня. Я имею в виду Стефанию Елфутину, Ольгу Масливец, Максима Оберемко - все они достойны выступления на Олимпийских играх, и вычеркивать наших «досочников» из олимпийской семьи было бы неправильно.

- Что же предлагает Международная федерация парусного спорта по изменению олимпийской программы?

- Не знаю, хорошо это или плохо, но ISAF - организация сугубо демократическая. В своих решения она жестко ограничена Конституцией и действующим Регламентом. Программа на Олимпийские игры в Рио-2016 и Токио-2020 была принята несколько лет назад и олимпийские номера программы/классы яхт всем известны. Так вот, чтобы хотя бы открыть дискуссию по действующей программе Игр, необходимо для начала получить согласие 75% национальных федераций - членов ISAF. В данный момент Международная федерация направила всем своим членам послание, в котором вопрос ставится так: нужно ли открывать дискуссию по программе Олимпийских игр-2020?

Предположим, - но только предположим! - что это случится, тогда дискуссия будет открыта на ежегодном заседании в ноябре текущего года. Давайте конца проиграем этот маловероятный сценарий. Наш Президиум, наши гонщики, тренеры, специалисты должны отчетливо понимать все возможные исходы сложившейся ситуации.

Итак, если дискуссия в Совете нашей Международной федерации состоится в ноябре, и при этом будет принято решение о пересмотре действующей олимпийской программы, то в феврале 2017 года будет собрана внеочередная ассамблея. Ассамблея вынесет решение по каждому из существующих олимпийских номеров, проще говоря, классов яхт. Окончательное же решение по программе Олимпийских игр-2020 примет МОК, и случится это в июне 2017 года.

- Скажите, какова реакция национальных федераций парусного порта на предложение Международной федерации об открытии дискуссии по программе Игр-2020?

- В секретариат ISAF начали поступать письма. Первой прореагировала Ассоциация парусного спорта Азии, представляющая тридцать семь стран Азии. Поступило письмо федерации парусного спорта Японии, отозвался Подкомитет Олимпийских классов яхт.

- И какова же первая реакция?

- Если коротко, то реакция негативная. Причина вовсе не в том, что кто-то против кайтинга - как раз наоборот, все за эту новую дисциплину парусного спорта!

Но решения ведь принимаются не на основе симпатий и желаний. Приходится учитывать весь круг проблем. Например, Япония говорит: «Ну, как же так? Мы - хозяева Олимпийских игр, а нас и не спрашивают, навязывая нам кайт. У нас кайтинг полностью отсутствует, зато под угрозой лишения олимпийского статуса класс 470, самый популярный в Японии!» Кроме того, открывать новую олимпийскую дисциплину большинству федераций просто не по силам, имея в виду финансы.

- Какова наша позиция?

- Ответ на этот вопрос должен дать Президиум. Голосование открыто до 13 июня, и у нас достаточно времени, чтобы провести электронное заочное голосование. Кстати, напомню, что наша Федерация в данном случае выступает в трех лицах: как национальная федерация – член ISAF, как страна, возглавляющая группу стран Восточной Европы (Группа «Н») и как член Европейской федерации парусного спорта.

- Ну, а ваше персональное мнение?

- Охотно поделюсь, но помните- это мое личное мнение. Каждый из существующих олимпийских классов годами, а то и десятилетиями доказал свою жизнеспособность, популярность, способность развиваться в полном соответствии с принципами Международного олимпийского комитета. Например, я регулярно сужу, как международный судья, чемпионаты класса 470. Когда видишь на старте две сотни «семидесяток» из полусотни стран, то просто язык не поворачивается, отнести этот класс ко «вчерашнему дню». Класс не только популярен, привлекателен для молодежи, он успешно развивается, и в этом смысле полностью отвечает стратегии МОК. Это же относится и к остальным олимпийским классам.

- Но как же тогда быть с настоятельными рекомендациями, по сути, указаниями МОК?

- Всем ясно: настало время для изменений. Вижу наш главный ресурс развития не в замене классов, а в совершенствовании формата олимпийской парусной регаты. Всем нам, и чиновникам от спорта, и спортсменам, и тренерам пора понять: Олимпийские игры - это нечто особенное, не сравнимое ни с какими иными формами соревнований.

Вы скажете, это какое-то шоу, а не гонки! Да, в значительной степени так и есть. Это шоу, но такое, которое дает мощный импульс развитию вида спорта, это путь привлечения молодежи, это способ привлечения спонсоров для поддержки олимпийцев.

- Поясните, что вы имели в виду под изменением формата олимпийской регаты?

- В своем нынешнем виде олимпийская регата проводится полтора десятка лет. Единственным реальным нововведением являются медальные гонки. Но и эта новая «дисциплина» оставляет поле для многих вопросов. Почему именно такое количество гонок на предварительном этапе? Почему очки из этого этапа переносятся в итоговой результат вместе с медальной гонкой? Только подумайте, на Играх-2012 в трех номерах программы (классах) будущие олимпийские чемпионы в медальной гонке пришли предпоследними! Зритель никак не может понять такого хитрого расклада. Еще пример: как ни стараются организаторы приблизить медальные гонки к зрительским трибунам, спортивные баталии все равно проходят на значительном удалении от берега. А ведь достаточно было бы последний участок дистанции развернуть к зрителю, так, чтобы буквально на глазах у болельщиков рождался новый чемпион!

Дельных предложений по совершенствованию формата олимпийской регаты много, и нужно, наконец, столкнуть дело с мертвой точки.

- Последний вопрос касается более отдаленного будущего: чего можно ожидать на Олимпийских играх 2024 года?

- Вопрос актуальный. До конца текущего года Совету ISAF необходимо принять решение по программе Олимпийских игр-2024. При этом Регламент ISAF требует замены не менее одного и не более трех номеров программы (классов яхт). В очередной раз нас ожидают жаркие споры, радость одних и слезы других, потерявших свой олимпийский статус. Но что делать - это спорт, здесь всегда будут победители и проигравшие.

- И какова наша позиция в этой сложной ситуации?

- Стратегические решения, в том числе и конкретные предложения по классам, примет Президиум ВФПС. В одном могу заверить: наши представители в Международной федерации сделают все, чтобы эти решения воплотить в жизнь!

 

Пресс-служба ВФПС

 

 

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.