01.04.2015

Новая книга Олега Алексеевича Ильина «Психология парусного спорта»

Олег Алексеевич Ильин – генеральный секретарь ВФПС, заслуженный тренер РФ, кандидат психологических наук, автор многих книг, посвященных парусному спорту. 8 апреля в свет выйдет его важный и полезный для яхтсменов труд – книга «Психология парусного спорта».

Данное издание является первым в нашей специальной литературе, целиком посвященным вопросам психологии парусного спорта. На многочисленных примерах автор рассматривает специфику соревновательной деятельности спортсмена в рамках современной теории конфликта, анализирует психологические основы тактического мышления гонщика. В книге описываются методы изучения психологии конкурентов, подчеркивается важность самопознания, анализируются методы самоконтроля и самоуправления в гонке.

С удовольствием публикуем содержание и аннотацию книги, а также небольшое интервью, которое нам удалось взять у автора этого полезного и очень важного для всего парусного сообщества труда.

- Олег Алексеевич, расскажите о вашей новой книге. О чем она? Для кого?

- Основная цель этой книги – познакомить наших спортсменов, тренеров и всех, кто интересуется нашим видом спорта, с психологической стороной участия в парусных гонках. К сожалению, этой стороне не придается достаточного значения и, самое главное, что наши спортсмены просто не обладают необходимой информацией на эту тему. Психологическая подготовка – это такой вид тренировочной работы, когда человек знакомится со всеми случайностями и сложными ситуациями, с которыми он неизбежно столкнётся в течение гонки. Приведу несколько примеров. Допустим, молодой гонщик, который готовился в Пирогово или Верх-Исетском пруду, попадает в условия открытого моря. Он, как правило, полностью теряет ориентацию, ничего не может сообразить: где берег, горизонт, знак, как дует ветер, как ведут себя соперники, и даже если он технически готов, не может раскрыть всех своих возможностей. Другой пример. Молодой гонщик попадает на крупные международные соревнования, он талантлив и перспективен, но он впервые участвует в гонках такого уровня. Вокруг него – представители многих стран, все говорят на иностранном языке, всё очень торжественно. И вдруг, представьте, он уже в первой гонке идет первым. Это совершенно особое состояние, а если человек не готов к этому и привык ходить внутри флота, ориентироваться на то, как ведут себя другие спортсмены, это очень сложно. Когда ты попадаешь на позицию первого, работает совершенно другая система ориентировки, другая модель поведения, и сплошь и рядом бывает, что неподготовленный к такой ситуации гонщик не выдерживает нагрузки. Очень хорошо этот пример иллюстрирует пример. Аннализе Мёрфи (Annalise Murfy). Юная и очень талантливая гонщица из Ирландии, на Олимпиаде-2012 в Веймуте в первой же гонке приходит первой. Она повторяет свой успех во второй гонке, в третьей, и в четвертой. Это же сенсация! Все только о ней и говорят! И она сама уже видит отдаленный блеск олимпийской медали… Но вот вопрос: выдержит ли её психика такое испытание? Напряжение? И вот тут происходит срыв. И несмотря на то, что в активе у неё было 4 первых, второе и третье места в предварительной серии, она занимает перед медальной гонкой только четвёртое место, и, в результате, остается на этом же четвертом месте. Все эти примеры показывают, что человек должен быть готов к тому, с чем он столкнётся в реальных условиях. А для этого недостаточно только тренироваться, нужно понимать, КАК тренироваться. Именно об этом моя книга. Её гуманитарная задача – снабдить гонщика всем необходимым запасом элементарных знаний, чтобы он понимал, о чем идет речь.

- А можете немного рассказать о содержании вашего труда?

- Первый раздел книги посвящен анализу того, что парусный спорт представляет из себя, какие существуют в нём формы конфликтов, ведь, по сути дела, спорт- это комфортабельная война. Кто-то всегда выигрывает, а кто-то – проигрывает. Далее мы рассказываем о человеке, как о субъекте деятельности на яхте, о его чувствах, таких как чувство дистанции, времени, ускорения, замедления, стартовой линии и т.д. Затем в книге рассказывается о том, как изучать себя и противника. В качестве специального блока мы выделили проблемы экипажа, потому что зачастую этому не придается достаточного значения. А ведь невероятно важно понимать, как устроен экипаж в смысле социальной психологии, как развиваются отношения в нём, как находить общий язык и каким этот язык должен быть. Вторая сторона вопроса – это команда. Этой стороне подготовки придается первостепенное значение в сборных Англии, Америки, Франции. Они - всегда выступают, как единая команда, чувствуют себя единым целым, болеют и поддерживают друг друга. И в этом – огромный потенциал дополнительной энергетики, которая заряжает каждого из членов команды, а в итоге позволяет каждому выступать на пределе своих возможностей.  Последние две главы посвящены вопросам взаимодействия с противником. Гонщику важно не только знать противника, но и уметь управлять его поведением. Здесь на многих примерах идет разговор о психологических приемах взаимодействия с противником и о том, какие есть психологические уловки для того, чтобы победить своих конкурентов.

- Кому ещё эта книга может быть полезна, кроме гонщиков, тренеров и судей?

- Я считаю, что она будет интересна абсолютно всем, кто интересуется парусным спортом. В ней есть много таких моментов, с которыми многие из нас часто сталкиваются. Например, раздел, который посвящен изучению противника, даёт достаточно подробную информацию о том, как смотреть на человека, что могут выражать его глаза и жесты, как разбираться в его поведении на воде, чтобы представить себе с кем имеешь дело. Вспомним пример из истории. Валентин Манкин – наш замечательный гонщик, который, к сожалению, год назад нас покинул, всегда досконально изучал своих конкурентов. В его штаб-квартире в Севастополе все стены были увешаны журнальными и газетными вырезками, и около половины из них содержали информацию о будущих противниках. Показательно, что в течение 20 лет у него была фактически дуэльная борьба со знаменитым австрийцем Хубертом Раудашлем. На Олимпийских играх 1960 года (Акапулько) и 1980 года (Таллин) судьба золотой медали решалась в дуэльной схватке этих гонщиков. И оба раза выигрывал Манкин именно за счет психологического ресурса, который сложился из воли к победе и детального знания противника.

Ещё хотелось бы отметить такую особенность. Примерно 2 года назад к нам приезжала знаменитая олимпийская чемпионка София Бекатору. И она задала вопрос нашим спортсменам: «Скажите, кто из вас знает Расселла Куттса?». В аудитории неуверенно поднялась пара рук. София была шокирована… Наши ребята не знают самого титулованного спортсмена парусного спорта, а ведь он неоднократный чемпион мира, пять раз выиграл Кубок "Америки", автор знаменитого класса RC44. К сожалению, наши гонщики, причем не только молодые, не знают истории, поэтому я решил поместить в книгу галерею выдающихся спортсменов. В неё вошли мини-портреты 25 легендарных яхтсменов, таких как Манкин, Куттс, Пауль Эльвстрём, наши мастерам - Шайдуко, Арбузов. Также я привел два очень интересных примера – это Валентин Завадников и Владимир Любомиров. В чем интерес этих персоналий? Они серьезно начали заниматься парусным спортом в достаточно зрелом возрасте, когда им было далеко за 30, но эти люди, за счет интеллекта и мотивации, сумели стать одними из лучших гонщиков мира. Это ведь так интересно, а наши спортсмены об этом не знают.

- А когда книга выходит в свет? Где её можно будет приобрести?

- 8 апреля она уже будет в Федерации. В этот же день её можно будет приобрести. Более того, примерно в это же время она появится в online-магазине Федерации.

 

Беседовала Анна Мстиславская

Видеоканал

Thumb s7pczsc2k1kioy35zktx3d6ybq8s02cx

«Парусный спорт». Июль-2023

Представляем новый выпуск авторской программы PR-директора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, созданный для телеканала «МАТЧ! Страна».

Thumb raz 1850

Первенство Санкт-Петербурга по парусному спорту продолжается!

Регата проходит в рамках Санкт-Петербургской парусной недели. Предлагаем рассказ о гонках 12-16 августа.